Действовать на опережение и расширять транзитные маршруты планируют в Казахстане.
Глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев рассказал о развитии в сфере транспортно-логистического направления. При этом Президент подчеркнул необходимость сделать акцент на транзитных развязках в вопросе строительства и ремонта дорог.
Необходимо и дальше развивать транспортно-логистическую сферу. Как известно, наша страна является важнейшим звеном между Европой и Азией. Так, за прошлый год объем перевозок грузов по нашей территории превысил 1 миллиард тонн, - отметил Касым-Жомарт Токаев.
Вместе с тем имеются значительные резервы для расширения транзитного потенциала страны. Коридор «Север – Юг» открывает прямой доступ к рынкам стран Персидского залива и Южной Азии. А коридор «Восток – Запад» и глобальная китайская инициатива «Один пояс, один путь» усиливают роль Казахстана как основного сухопутного моста Евразии. Ключевое значение для Казахстана также имеет развитие Транскаспийского транспортного маршрута.
Все эти маршруты должны работать как единая система, принося нашей стране ощутимый доход и новые инвестиции в инфраструктуру, а также создавая качественные рабочие места. Следует широко внедрять цифровые решения, без чего не добиться никакой эффективности. Надо предметно заниматься вопросами региональной транспортной связанности. Для Казахстана как крупной транзитной территории данное направление имеет особое значение, - отметил Касым-Жомарт Токаев.
Как сообщил Президент в ходе своего Послания народу Казахстана, недавно удалось направить первую партию зерна во Вьетнам через китайский порт Ляньюньган. На сегодняшний день в планах строительство железной дороги по маршруту «Тургунди – Герат» в Афганистане с перспективой выхода на рынок Пакистана. И это, отнюдь, не единственные возможности открытия новых транспортных маршрутов и новых рынков. Вместе с тем глобальная конкуренция за транзит усиливается, предлагаются более дешевые альтернативные направления и решения. Для наращивания объемов транзитных перевозок необходимо действовать на опережение.
Хотел бы еще раз напомнить, что для модернизации инфраструктуры и обеспечения конкурентоспособности в транспортно-транзитной сфере необходимо в полной мере задействовать возможности цифровых технологий и искусственного интеллекта, - подчеркнул Глава государства.
Уже в текущем году завершится строительство второй железнодорожной ветки «Достык – Мойынты» протяженностью 836 километров. Данный проект, реализованный собственными силами и в кратчайшие сроки, имеет особое значение, поскольку позволит значительно увеличить пропускную способность маршрута «Восток – Запад».
Нельзя останавливаться на достигнутом. Правительству следует обеспечить своевременную реализацию таких проектов, как «Бахты – Аягоз», «Кызылжар – Мойынты». Их запуск завершит формирование каркаса железнодорожной инфраструктуры, - отметил Президент.
При этом Президент отметил необходимость развивать автомобильные магистрали в рамках ключевых коридоров.
На сегодняшний день по всей стране строятся и ремонтируются 13 тысяч километров автодорог. Приоритетное внимание, по словам Главы государства, необходимо уделить транзитным коридорам. Так следует ускорить строительство дороги «Саксаул – Бейнеу», которая позволит сократить почти на треть сроки транзита из Китая в Европу по территории Казахстана. Наряду с этим важно и выстроить новую модель управления транспортной системой, при которой она будет окупать государственные инвестиции.
Мощный импульс необходимо придать контейнерным перевозкам, доля которых в стране по-прежнему крайне низкая – всего около 7%. Для сравнения, в мире на контейнерные перевозки приходится более 16% сухих грузов. Правительству нужно принять специальную Программу, направленную на стимулирование контейнерных перевозок. В ней также должны быть предусмотрены действенные меры по развитию мультимодальных маршрутов., - подчеркнул Глава государства.
В повышении конкурентоспособности и увеличении внутренних перевозок ключевую роль играет рациональная, понятная тарифная политика. Существующая система тарифообразования является фрагментарной и в виду этого и недостаточно гибкой. До конца текущего года Правительству следует разработать конкурентную тарифную политику с учетом всех видов транспорта.
От грузоперевозчиков поступают многочисленные жалобы на затянутость всех процессов. Фактически каждую услугу им приходится оформлять через разные цифровые системы, а где-то даже по-старинке бегать с бумажками. Еще большее возмущение вызывает отсутствие качественного доступа к интернету на некоторых пограничных и таможенных постах. Необходимо срочно выправлять ситуацию. Поручаю также ускорить внедрение многофункциональной цифровой платформы управления перевозками с применением искусственного интеллекта, - подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
До конца октября требуется запустить единую цифровую систему таможенных и логистических услуг Smart Cargo. Эта система обеспечит частным компаниям равный автоматизированный доступ к инфраструктуре.
На сегодняшний день осуществляется также модернизация пограничных пунктов пропуска. Уже в этом году полностью введут в строй 8 пунктов пропуска. В ближайшие три года реконструируют еще 34 пункта.
Это очень масштабная и значимая работа, поскольку многие пограничные пропускные пункты не выдерживают никакой критики, не соответствуют современным стандартам и негативно влияют на имидж нашей страны. Поручаю Правительству и акиматам улучшить качество оказания услуг для автоперевозчиков на границе. Большое значение имеет обеспечение на всей территории страны беспрепятственных перевозок. Необходимо создать все условия для транзита грузоперевозок по принципу «зеленого коридора», - подчеркнул Президент.