Лента новостей

Читать больше
Изображение записи

Технологии

Регионы

Изображение записи

30 лет согласия - прошел итоговый форум к юбилею АНК

Редактор

27.11.2025

Изображение записи

Борьба за чистоту круглый год: в области Абай обсудили экологическую программу "Таза Қазақстан"

В областном акимате прошло совещание, на котором обсудили реализацию экологической программы «Таза Қазақстан». Глава региона Берик Уали подчеркнул, что снижать темпы уборки нельзя ни летом, ни зимой. Руководители профильных ведомств рассказали, как продвигается программа. В регионе действует план из 44 пунктов. К санитарным акциям подключились более 349 тысяч жителей и почти 16 тысяч организаций. За сезон люди очистили десятки тысяч дворов, парков и памятников, вывезли 52 тысячи тонн мусора. В Семее за порядком следят почти две тысячи камер. Продолжается озеленение: впервые составили подробный дендрологический план Семея, переписав 75 тысяч деревьев. По области высадили более 70 тысяч саженцев. Полиция ежедневно выходит в рейды, чтобы следить за соблюдением правил благоустройства. С начала года оформили 9091 нарушение, штрафы превысили 74 млн тенге. Районам направили 171 уведомление по фактам стихийных свалок. На совещании аким дал новые поручения: установить дополнительные камеры и информационные щиты в местах захламления, разместить урны на остановках, активнее высаживать деревья там, где отстают, и оперативно ликвидировать незаконные свалки. Берик Уали подчеркнул, что программа продвигается, но пока не так эффективно, как нужно. Он напомнил о словах Президента Касым-Жомарта Токаева, что чистота – часть ежедневной культуры, а не разовая акция. Глава государства Касым-Жомарт Токаев на экологическом фестивале «Таза Қазақстан» подчеркнул: «Чистота должна начинаться с каждого человека, каждого дома, каждой улицы и каждого города. Потому что «Таза Қазақстан» – это не разовая акция. Это – наш образ жизни». По инициативе Президента была принята экологическая программа «Таза Қазақстан», которой в нашей области уделяется особое внимание. Жители региона поддержали эту инициативу. На сегодняшний день по реализации программы проведено 12 специальных заседаний, даны 102 протокольных поручения, касающихся наведения чистоты. Однако выданные поручения до сих пор выполнены не в полном объеме. Выпавший снег не должен становиться поводом для прекращения работ по обеспечению чистоты. «Таза Қазақстан» – это не только летние субботники. Поэтому акимы районов и городов должны правильно организовать и наладить эту работу. В регионе мероприятия по поддержанию чистоты должны проводиться без перерыва, круглый год – зимой и летом. В частности, необходимо своевременно очищать от снега общественные пространства, территории социальных объектов, пешеходные дорожки и дворы многоквартирных домов, а также регулярно опустошать мусорные контейнеры, – отметил глава региона.

Динмухамед Бейсембаев

27.11.2025

Изображение записи

Қазақстан халқы Ассамблеясының 30 жылдығын қорытындылаған форум өтті

Бүгін Қазақстан халқы Ассамблеясының 30 жылдығына арналған «Бірлік пен келісім жолындағы 30 жыл» форумы ұйымдастырылды. Іс-шараға өңірлер онлайн қосылып, форумға Ішкі саясат басқармасының өкілдері, ҚХА мүшелері, этномәдени бірлестіктердің жетекшілері мен өкілдері, сондай-ақ жастар қатысты. Форумның мақсаты – Ассамблеяның 30 жылдық қызметін қорытындылап, этносаралық келісім мен қоғамдық тұрақтылықты нығайту бағытында жинақталған тәжірибені талқылау болды. Іс-шара барысында ҚХА-ның негізгі бастамалары мен жобалары таныстырылды. Абай облысының Қазақстан халқы Ассамблеясының ғылыми-сараптамалық тобының төрағасы Айрат Базенов форумда Ассамблея жұмысының ел алдындағы рөліне тоқталды. - Біз бүгін Ассамблеяның 30-жылдығында атқарылған жұмысты қорытындыланып, халыққа ұсынылғанына куә болдық. Біздің мемлекет әр ұлттың мәдени, тілдік және діни ерекшелігіне құрметпен қарауды ең жоғары құндылық ретінде қояды. Ассамблея жанындағы бірлестіктер – еліміздегі барлық этностарға өз мәдениетін, тілін, дәстүрін сақтап, дамытуға мүмкіндік беретін маңызды алаң. Барлық ұлттың өз ерекшелігін еркін сақтай алу мүмкіндігі – Қазақстан халқы Ассамблеясының ең басты еңбегінің нәтижесі, – деді спикер. Форум Қазақстан халқы Ассамблеясының елдегі бейбітшілік, татулық және азаматтық келісімнің маңызын тағы бір мәрте айқындады.

Редактор

27.11.2025

Изображение записи

30 лет согласия - прошел итоговый форум к юбилею АНК

Форум «30 лет на пути единства и согласия» посвятили подведению итогов 30-летия Ассамблеи народа Казахстана. Участие в мероприятии было обеспечено в онлайн-формате со всех регионов страны. К трансляции форума подключились представители управления внутренней политики, члены АНК, руководители и представители этнокультурных объединений, а также молодёжь. Цель форума – подвести итоги деятельности Ассамблеи за 30 лет, обсудить накопленный опыт в укреплении межэтнического согласия и общественной стабильности. В ходе мероприятия были представлены ключевые инициативы и проекты АНК. Председатель научно-экспертной группы Ассамблеи народа Казахстана по области Абай Айрат Базенов в своём выступлении подчеркнул значимую роль Ассамблеи в жизни страны. – Сегодня мы стали свидетелями того, как результаты работы Ассамблеи за 30 лет были обобщены и представлены обществу. Наше государство рассматривает уважение к культурным, языковым и религиозным особенностям каждого народа как одну из высших ценностей. Объединения, работающие при Ассамблее, являются важной площадкой, позволяющей всем этносам страны сохранять и развивать свою культуру, язык и традиции. Возможность свободно поддерживать свою самобытность – один из важнейших результатов деятельности Ассамблеи народа Казахстана, – отметил спикер. Форум ещё раз подчеркнул ключевую роль Ассамблеи народа Казахстана в укреплении мира, согласия и гражданского единства в стране.

Редактор

27.11.2025

Изображение записи

«Расходуются огромные средства» – депутаты Мажилиса высказались о выборах районных акимов

Депутаты Мажилиса Парламента Ерлан Саиров и Мархабат Жайымбетов предложили пересмотреть механизм выборов районных акимов. Во время заседания Мажилиса депутат Ерлан Саиров отметил, что за последние 5 лет Казахстан достиг выдающихся результатов по вопросу развития электоральных процессов. Он напомнил, что в Казахстане проведены выборы всех сельских акимов. Теперь же, по его мнению, стоит задача дальнейшего совершенствования системы выборности сельских акимов. В частности, повысить их статус, расширить полномочия и предоставить возможность формировать собственный бюджет. Теперь необходимо в рамках действующего законодательства еще больше расширить полномочия сельских акимов. Усовершенствовать на законодательном уровне механизмы формирования бюджета четвертого уровня. Это важная инициатива, – сказал Саиров. Он также отметил, что реализация инициативы выборов сельских акимов велась поэтапно в течение последних пяти лет. В этой связи депутат подчеркнул, что к вопросу перехода на следующий этап – выборов акимов районов – необходимо подойти взвешенно и системно. По словам Мажилисмена, в пилотном режиме уже проведены выборы 52 районных акимов. Однако есть и те, кто уволился, недоработав и года на своем посту. При этом выборы требуют существенных затрат. Только в этом году на выборы 6 акимов районов и 1 акима города областного значения из бюджета было выделено почти 1 млрд тенге. Ерлан Саиров предложил приостановить выборы акимов районного уровня. По мнению депутата, сейчас наиболее оптимальным вариантом стало бы избрание районных акимов через маслихаты. Предложение было поддержано и другими депутатами. Например, Мархабат Жайымбетов отметил, что необходимо всесторонне изучить вопрос выборности акимов районов, усовершенствовать механизм и сформировать корпус сельских акимов. Мы должны урегулировать вопрос финансирования районов. Приведу пример, сейчас расходы на образование закреплены за областным бюджетом, а доходы остаются в районном бюджете. Что касается компетенции районных акимов, то необходимо будет внести изменения в несколько важных законов. Сейчас у акимов районов мало полномочий, много ответственности. Образование, здоровье, ветеринария, центры занятости не подчиняются акиму района. Прежде всего, важно подготовить опытный корпус избранных сельских акимов. Тогда сформируется резерв политических, а главное профессиональных кадров. Поэтому лучше пока временно приостановить этот процесс и комплексно проработать все вопросы, – сказал Жайымбетов.

Динмухамед Бейсембаев

26.11.2025

Изображение записи

Рост ВВП Казахстана превышает среднемировое значение более чем вдвое

Экономика Казахстана демонстрирует один из самых уверенных темпов роста за последние годы. По итогам десяти месяцев 2025-го ВВП страны увеличился на 6,4%, что значительно опережает прогнозы большинства аналитиков и международных институтов. Такой результат формируется на фоне расширения внутреннего спроса, усиления инвестиционной активности и восстановления ключевых отраслей. Стоит отметить: положительная динамика фиксируется практически во всех секторах экономики — от услуг и торговли до промышленности и агропромышленного комплекса. Особенно заметно укрепление реального сектора, где увеличиваются объёмы производства, обновляются мощности и растёт инвестиционная активность. Наибольший вклад в рост ВВП внесла промышленность (плюс 7,3%), обеспечившая более 30% общего прироста. Вкупе с торговлей и транспортом эта отрасль сформировала более 70% прироста. В разрезе отдельных секторов экономики вклад в рост ВВП выглядит так: транспорт и складирование — плюс 20,7%; строительство — плюс 15,1%; промышленность — плюс 7,3%; торговля — плюс 9%; сельское хозяйство — плюс 5,4%; связь — плюс 4%; Что касается промышленности, горнодобыча увеличилась на 9,6%, а обработка — на 5,8%. В обрабатывающей промышленности рост обусловлен увеличением выпуска продукции по отдельным направлениям: в машиностроении — на 11,5%, в том числе в автомобилестроении — на 13,3%; в химической промышленности — на 10,9%; в производстве продуктов питания — на 9,1%; в нефтепереработке — на 6,3%; в выпуске металлических изделий — на 14,1%; в производстве строительных материалов — на 5,3%. Такой разносторонний подъём подтверждает: экономика Казахстана движется в сторону более устойчивой и диверсифицированной модели, опираясь сразу на несколько независимых драйверов роста. Кроме того, текущая динамика роста ВВП Казахстана существенно опережает среднее значение по миру: согласно прогнозным данным ОЭСР, глобальный ВВП в текущем году увеличится на 3,2%. Устойчивый рост экономики Казахстана невозможен без целенаправленных усилий по модернизации ключевых отраслей и поддержке стратегически важных проектов. Именно такие инициативы позволяют стране развивать промышленность, транспортную инфраструктуру и энергетику, а также стимулируют инвестиционную активность и создают новые рабочие места. Одним из основных инструментов реализации этих масштабных планов выступает Фонд национального благосостояния «Самұрық-Қазына». Благодаря инвестициям в модернизацию национальных компаний, внедрение современных технологий и развитие инфраструктурных проектов, фонд оказывает значительное влияние на рост производственных мощностей и укрепление экспортного потенциала. Так, к примеру, в 2025 году инвестиционный портфель группы компаний фонда включает около 130 инвестиционных проектов на совокупную сумму более 50 трлн тг. Из них 46 проектов представляют собой новые крупные инициативы в нефтегазовом, нефтехимическом, энергетическом, транспортно-логистическом, строительном и других секторах с совокупным объёмом инвестиций около 33,3 трлн тг. В числе новых проектов можно отметить: Пилотный национальный проект «Комфортные школы». Сумма инвестиций — 1,4 трлн тг. 18 энергетических проектов в сферах строительства, реконструкции и модернизации объектов энергетики. Общая сумма инвестиций — 10,3 трлн тг. Строительство сети 5G в РК. Сумма инвестиций — 536,9 млрд тг. Строительство объектов инфраструктуры специальной экономической зоны «НИНТ» (участок Карабатан). Сумма инвестиций — 619 млрд тг. Строительство железнодорожной линии «Мойынты — Кызылжар» (320 км). Сумма инвестиций — 566 млрд тг. Прочие. В целом фонд демонстрирует устойчивую динамику развития. По итогам 2024 года сумма активов группы «Самрук-Қазына» достигла рекордного значения: 41,1 трлн тг — на 11,3% больше, чем годом ранее. Подобный рост стал наибольшим за последние 9 лет. Позитивная динамика отмечается в целом по ключевым показателям: выручка увеличилась на 6,5%, до 16,4 трлн тг, собственный капитал — на 17,7%, до 25,6 трлн тг, консолидированная чистая прибыль — на 38,6%, до 2,4 трлн тг. Также стоит отметить, что фонд демонстрирует положительные тренды практически во всех сферах своей деятельности, показывая высокую эффективность управления активами в горнорудном секторе, энергетике, промышленности, транспорте, связи и других ключевых отраслях. Так, к примеру, продажа сырой нефти увеличилась на 1,2%, грузовые железнодорожные перевозки — на 11,4%, продажа урановой продукции — на 23,3%, реализация аффинированного золота — на 55%, телекоммуникационные услуги — на 9,4%. Более детальная информация — в инфографике ниже. При этом прибыль, которую генерируют портфельные компании, реинвестируется в модернизацию и диверсификацию экономики — это одновременно отвечает государственным приоритетам и укрепляет собственную финансовую платформу фонда. Отмеченные выше показатели инвестиций подтверждают этот факт. На деятельность фонда заметно влияет развитие внутренних управленческих процессов. Присутствие независимых директоров, более прозрачные процедуры и ориентация на международные практики способствуют снижению избыточного влияния на процессы и повышают операционную дисциплину. Прежде всего, фонд обеспечивает синергию между крупными национальными компаниями, что позволяет достигать более высоких результатов, чем при их раздельной работе. Такой подход отражается на функционировании группы компаний фонда. Одной из важных составляющих деятельности АО «Самрук-Қазына» является совмещение выполнения стратегических государственных задач с принципами рыночной эффективности. К примеру, управляя крупнейшими национальными активами, фонд одновременно отвечает за стратегическое развитие ключевых отраслей и за финансовую устойчивость предприятий, от которых зависит экономическая безопасность страны. Такой баланс достигается за счёт гибридной модели управления. Там, где особенно важна социальная стабильность — в тарифной политике железнодорожных перевозок или в развитии региональной инфраструктуры, — фонд делает ставку на социально-экономические цели. В то же время в конкурентных отраслях, таких как нефть и газ, фонд стремится к международным стандартам рентабельности. Эта сегментация деятельности хорошо отражена в показателях вклада фонда в развитие страны. Так, по итогам 2024 года вклад АО «Самрук-Қазына» в устойчивое развитие страны оценивается почти в 11 трлн тг. Далее детально покажем каждый сектор. Социальное воздействие Особое внимание уделяется социальной ответственности. В 2024-м социальное воздействие фонда составило 916 млрд тг. Эта сумма включает расходы на социальные проекты в рамках прочих распределений акционеру и выделения средств в Общественный фонд «Қазақстан халқына», благотворительные проекты Samruk-Kazyna Trust, социальную поддержку работников и регионов присутствия, обеспечение безопасности на производстве. Отметим: фонд обеспечивает работой более 256 тыс. человек (показатель по итогам 2024 года). Экономическое воздействие Вклад в экономическое развитие страны составил 8 256 млрд тг. В пользу государства были выплачены налоги на общую сумму 2 086 млрд тг, а также дивиденды в размере 737 млрд тг. Фонд инвестировал 1 928 млрд тг в критическую инфраструктуру и ключевые отрасли экономики, включая энергетику, газовую инфраструктуру, транспорт и коммуникации, а также в разведку и добычу. В рамках поддержки предпринимательства у отечественных производителей было закуплено товаров, работ и услуг на сумму 3 505 млрд тг. Вклад в экологическую сферу Вклад в экологическую сферу составил 543 млрд тг. Эта сумма включает экологические платежи и затраты на охрану окружающей среды, в том числе внедрение технологий, энергоэффективность, исследования и разработки. В неё входят также резервы на ликвидацию объектов эксплуатации и восстановление экологического ущерба и резерв по обязательствам на ущерб окружающей среде. Субсидирование экономики Фонд продолжает политику перекрёстного субсидирования цен и тарифов с целью снижения нагрузки на конечных потребителей (население и бизнес). В 2024 году объём таких субсидий составил 1,3 трлн тг. Убыточные направления продолжают перекрёстно субсидироваться за счёт доходных направлений: Железнодорожные перевозки были субсидированы на 358 млрд тг за счёт доходов от транзита; Внутренний рынок нефтепродуктов был поддержан на 277 млрд тг за счёт других направлений АО «НК „Казмунайгаз“», включая экспорт. Внутренний рынок газа был компенсирован на 178 млрд тг за счёт доходов от транзита и экспорта газа. Наличие суверенного фонда в любом государстве, по аналогии с «Самрук-Қазына», это не просто национальная инициатива, а проверенный мировой опыт эффективного управления государственными ресурсами. Во многих странах такие фонды уже служат мощным инструментом как для накопления богатства, так и для стабилизации экономики. Для примера отметим несколько суверенных фондов благосостояния. Наиболее показательные примеры — Узбекистан и Азербайджан, где за последние годы созданы масштабные структуры по централизованному управлению активами и накоплению национального богатства. Узбекистан В стране действуют две крупные институции, отвечающие за управление государственными активами. Далее рассмотрим одну из них. В 2024 году указом президента Республики Узбекистан был создан Национальный инвестиционный фонд Узбекистана (UzNIF). Фонд аккумулирует миноритарные доли в 15 ведущих государственных компаниях с общим объёмом портфеля около 1,7 млрд долл. США. Портфель охватывает ключевые секторы экономики — энергетику, транспорт, телекоммуникации, финансы и промышленность. Ключевые компании портфеля включают «Узбектелеком», «Узбекгидроэнерго», «Узбекистон хаво йуллари», банки «Халк банк» и «Узпромстройбанк». Азербайджан Страна за последние годы сформировала комплексную систему управления государственными активами, включающую как суверенный фонд, так и централизованный холдинг. Azerbaijan Investment Holding (AIH) был создан в 2020 году. В портфель холдинга входят предприятия нефтегазовой отрасли (SOCAR), транспортные компании, энергетические активы, инфраструктурные объекты и промышленные предприятия. Объём активов AIH оценивается примерно в 20–22 млрд долл. США. State Oil Fund of Azerbaijan (SOFAZ), крупнейший суверенный фонд страны, был создан в 1999 году для аккумулирования доходов от экспорта нефти и газа. Активы фонда на начало 2025 года оцениваются примерно в 50–60 млрд долл. США. SOFAZ финансирует государственные программы, инфраструктуру и социальные проекты, а также инвестирует средства на международных рынках. Иностранные инициативы по созданию аналогичных фондов В мировой практике наблюдается тенденция создания и модернизации государственных инвестиционных фондов, что подтверждает актуальность подобной модели для долгосрочной экономической стратегии. Великобритания В 2017 году в стране обсуждалось создание ряда фондов Future Britain, финансируемых доходами от продажи государственных активов и добычи природных ресурсов. Инициатива не была реализована из-за приоритета фискальной дисциплины и альтернативных механизмов финансирования. В 2024 году через реорганизацию UK Infrastructure Bank был учреждён National Wealth Fund (£7,3 млрд). Основная цель фонда — привлечение частных инвестиций в инфраструктуру и «зелёные» проекты. Германия В 2024 и 2025 годах в стране обсуждались несколько инициатив по созданию формаций, аналогичных суверенным фондам. В июне 2024 года предлагался пенсионный фонд Generationenkapital с ежегодными взносами в 12 млрд евро для частичного финансирования пенсий, но проект не продвинулся из-за критики повышенных взносов и риска зависимости от рыночной доходности. В октябре 2024-го министр экономики предложил Deutschlandfonds для крупных инвестиций в инфраструктуру и климат, а в 2025 году коалиция согласовала создание фонда объёмом около 100 млрд евро с привлечением частных инвестиций. Эти инициативы не стали классическими накопительными фондами и реализуются через смешанные государственно-частные механизмы для стимулирования инвестиций в стратегические секторы. По последним данным Caproasia, в 2025 году в мире насчитывается около 121 суверенного фонда благосостояния, а годом ранее их было всего 104. То есть наблюдается тенденция роста, что говорит об эффективности и важности таких структур. В региональном разрезе количество суверенных фондов благосостояния в мире в 2025 году выглядит следующим образом: Северная Америка — 16; Латинская Америка — 10; Европа — 19; Ближний Восток — 22; Африка — 17; Азия — 27; Австралия и Тихоокеанский регион — 10. Таким образом, опыт других стран показывает, что модели управления государственными активами, схожие по формату с Фондом национального благосостояния «Самұрық-Қазына», получают широкое распространение. Это подтверждает тренд: суверенные фонды и государственные инвестиционные холдинги сегодня — это стратегический инструмент государства, позволяющий одновременно аккумулировать ресурсы, защищать экономику от рисков, инвестировать в развитие и социальное благополучие, обеспечивать долгосрочную устойчивость и влияние на международной арене. источник: ranking.kz

Маргарита Бутина

26.11.2025

Изображение записи
Скачивайте мобильное приложение