В Семее состоялся круглый стол, на котором обсудили проблемы кибербуллинга и гендерного насилия в цифровой среде. Психологи и специалисты по работе с подростками подчеркнули: онлайн-агрессия становится всё более распространённой, а её последствия - всё более тяжёлыми для психического здоровья детей.
Специалисты города Семей по работе с подростками рассказали о психологических аспектах кибербуллинга и влиянии цифрового гендерного насилия на детей.
Современную проблему обсудили в Областном центре психического здоровья с участием психолога Областного центра психического здоровья Айсулу Сулейменовой и психолога Молодёжного центра здоровья «Жас Асыл», гештальт-терапевта Айгерим Балагазиновой.
Специалисты отмечают, что насилие с использованием технологий - одна из наиболее опасных форм современной агрессии. Распространение личных фото и видео без согласия, угрозы и шантаж, попытки взлома, навязчивое наблюдение, публичное унижение и гендерно окрашенная травля приводят к единому результату. Подростки находятся под постоянным психологическим давлением даже в собственных телефонах - пространстве, которое предназначено быть личным, а следовательно, безопасным.
Гендерное насилие в цифровой среде в последнее время имеет распространённую форму за счёт чего и развивается автономность данной формы насилия. Цифровое гендерное насилие сочетает в себе элементы онлайн-агрессии цифрового контроля и сексуализированного шантажа. Большое давление на психику подростка оказывает несанкционированное распространение интимного контента, порой, полученного с использованием различных редакторов, где лицо человека заведомо добавляют к чужому обнаженному телу. Для неокрепшей психики подростка подобный стресс имеет весьма пагубные последствия, - подчеркивает психолог Областного центра психического здоровья Айсулу Сулейменова.
В ходе встречи специалисты подчеркнули, что каждый десятый подросток добавляет незнакомцев в друзья, не осознавая риск цифровой эксплуатации, а 15% детей ежедневно видят нежелательный или вредоносный контент. При этом, опираясь на статистику, специалисты сообщают, что половина детей в Казахстане впервые выходят в интернет в возрасте от 5 до 8 лет. Такой возраст - это слишком рано, чтобы иметь возможность самостоятельно распознать опасность.
Психологи подчёркивают: кибербуллинг в школьной среде часто носит цикличный характер: подростки могут менять роли - от жертвы к агрессору или наблюдателю. При этом даже те, кто просто видит травлю и молчит, нередко сталкиваются с тревогой, неуверенностью и эмоциональными нарушениями, которые впоследствии сопровождают их не один год.
Особую роль в работе с подрастающим поколением имеют молодёжные центры здоровья. Здесь подростки получают не только поддержку специалистов, но и базовые знания о цифровой безопасности. Развитие цифровой грамотности, умение распознавать угрозы и реагировать на них, по мнению экспертов, - один из ключевых инструментов профилактики онлайн-насилия.
Сейчас проводится много работы по линии буллинга в нашем центре. Мы проводим семинары, тренинги, напрямую и точечно работаем с родителями и педагогическим составом. Наступило время, когда интернет в свободном доступе появляется у детей от 5 до 8 лет. Это может быть очень опасно, в особенности для их психического здоровья. Проводятся различные мероприятия и в школах по теме буллинга и кибербуллинга. Один из видов кибербуллинга - фотографировать сверстников в глупых и унизительных ситуациях, после чего из фото делается стикер, который активно используется и сопровождается негативными комментариями. В процессе кибербуллинга всегда участвуют две стороны - агрессор и жертва. Кроме того, есть и наблюдатель, который зачастую может занимать сторону агрессора. Стоит отметить, что кибербуллинг наиболее распространён именно в школах, в силу возраста учащихся, - подчеркивает психолог Молодёжного центра здоровья Айгерим Балагазинова.
Проблема кибербуллинга может коснуться каждого и требует обязательного внимания не только педагогов и психологов, но и вовлечение в процесс разрешения родителей. Большое значение имеет правильная подача информации. Отказ от сенсационности и акцент на защите детей способны повлиять на общественное понимание проблемы, усиливая тем самым профилактические меры.
Не будь жертвой, не будь агрессором, не будь наблюдателем. Будь - Человеком.
Маргарита Бутина




























