Это лето наверняка запомнится жителям области если не навсегда, то надолго – такого масштабного лесного пожара никогда на территории региона не было. Тушили его, что называется, всем миром. Работали не только пожарные и волонтеры, но и военнослужащие.
После ликвидации пожара все участники были поощрены руководством, среди военнослужащих медалью «Жауынгерлік ерлігі үшін» наградили сержанта 1-го класса Талгата Жангазинова, который руководил действиями личного состава, сообщили в пресс-службе Абайского регионального гарнизона.
Сержант Жангазинов рассказал о тех трудностях, с которыми ему и его людям пришлось столкнуться в горниле пожара.
— Наверное, было тяжело руководить подчиненным личным составом во время пожара, тем более в лесу, где легко можно заблудиться и в те дни, когда там нет открытого пламени?
— Да, есть люди, которые были сбиты с толку в борьбе с огнем. Незнакомая местность, вокруг дым, сажа, сгоревшие деревья. Однако, перед нами стояла задача не допустить повторного возгорания, а пламя не собиралось гаснуть. Поэтому мы старались не допустить возникновение повторного пожара в местах, где сами помогали обуздать огонь пожарным. Я уроженец села Трофимовка Теренкольского района Павлодарской области. Наша деревня — это березовый край. Отец — крестьянин, занимавшийся животноводством. Я помню, как летом мы с отцом косили траву для скота в поле и готовились к зиме. Собранную траву собирали в сарае. Помню, мне примерно лет двенадцать, мы также скосили траву на поле, собрали и оставалось только довезти сено в сарай. Но в близлежащем лесу вспыхнул пожар, после которого сгорело наше сено. Отец очень расстроился, ведь скот мог остаться без пропитания зимой. Этот случай навсегда остался в моей памяти, и я понял, что мы должны беречь природу.
— Это не первый раз, когда вы боретесь с огнем?
— Да, как я уже говорил, мы жили в лесной местности, и когда я был школьником, недалеко от Теренколя вспыхнул пожар. Все жители боролись с огнем, я тоже помогал им, вооружившись бензопилой. Мы пилили деревья, которые были охвачены огнем, чтобы огонь не перекинулся на рядом стоящие деревья. Уходя вглубь леса, я понял, что в нем нужно уметь ориентироваться, особенно во время пожара.
— Наверняка при тушении пожара Вам пригодилось знание военной топографии?
— Безусловно, топография очень пригодилась. Тем более личный состав работал в самом лесу, бывало, что мы заезжали вглубь до двадцати пяти километров. Вокруг одни полыхающие деревья и непосредственно несешь ответственность за подчиненный личный состав, а это более двухсот военнослужащих, которые разделены на мелкие группы. Пару раз пришлось даже выводить военнослужащих из леса, вот тогда пригодилась военная топография. В последующем мы уже первым делом проводили ориентирование, изучение местности и пути безопасного вывода личного состава. По средствам связи сообщали пожарным о местах возгорания, места задымления тушили своими силами.
— Какие были сложности при тушении пожара?
— В основном сложности возникали из-за ветра, в любой момент тлеющий, задымленный лес мог вновь вспыхнуть. Порывы ветра усиливали чувство страха военнослужащих, ведь последствия могли быть необратимыми. Но, не теряя самообладания, проявляя заботу о личном составе, мы были всесторонне готовы к любым ситуациям.
— Что еще Вы хотели бы сказать читателям?
— Не зря говорят, что мать-природа дает нам все необходимое для жизни, но мы не всегда можем оценить ее подарки. После пожара был нанесен урон нашей природе. Природа тоже нуждается в заботе, так как человек един с ней. Увидев животных, птиц, которые покидают лес, невольно понимаешь, что их сопровождает чувство страха и всему виной огонь. Теперь мы должны сберечь то, что осталось от леса, и постараться возродить его. После такого пожара также есть необходимость военной топографии и в гражданской сфере, ведь своевременное ориентирование может спасти жизнь при таких ситуациях.