Азат Сарпеков, депутат областного маслихата и исполняющий обязанности руководителя ГКП «Теплокоммунэнерго» Семея заявил порталу 365info, что за громким противостоянием бизнеса и власти стоят сугубо личные интересы группы определенных людей.
— В этом году Семей стал центром довольно громких скандалов. Публикации в СМИ и шум в соцсетях рисуют следующую картину: бизнес города и группа депутатов противостоят чиновничьему произволу, защищая интересы жителей города. Дошло даже до прямого обращения к президенту с просьбой повлиять на чиновников, мешающих работать. В связи с чем вопрос — почему местные власти не пытаются как то объясниться через те же СМИ и соцсети?
— Давайте сразу договоримся. Сейчас я работаю исполняющим обязанности руководителя ГКП «Теплокоммунэнерго» Семея. Но в данный момент я говорю не от лица акимата. Я представляю точку зрения фракции партии Nur Otan областного маслихата ВКО.
Сейчас мы наблюдаем яркий пример информационной атаки, цель которой — давление на местную власть. Идет манипуляция общественным мнением. Факты подтасовываются, перевираются, недоговариваются.
Здесь нужно отметить, что в принципе я поддерживаю решение акима Семея не ввязываться в информационную войну. Любая война требует колоссальных расходов, и тратить на это время и средства смысла нет.
— Бизнес говорит, что лишь защищает свои интересы и интересы жителей города от акимата, который не дает работать, выживая с рынка…
— Хорошее слово – защита. Но давайте разберемся что именно они защищают. Единственная правда в этих высказываниях, что они защищают свои интересы. Кучка людей действительно защищает монополию получать бюджетные средства, а это сотни миллионов, между прочим, и практически ничего при этом не делать.
Простой пример. Последние несколько лет город действительно был в упадке: грязные улицы, неухоженные парки и скверы, проблемы с уборкой снега зимой и так далее. Но последние два-три месяца картина кардинально поменялась.
Я сам давно живу в Семее и не помню такого, чтобы в городе когда-либо мыли асфальт, разве что центр города перед приездом президента.
Сейчас улицы стали мыть. Это подтвердят семейчане, город действительно становится чище. И заметьте, работают те же компании, которые занимаются уборкой улиц и обслуживанием парков уже много лет. Почему они так резко изменили отношение к работе?
— Почему?
— Вот здесь чуть ли не единственный правдивый факт, озвученный в СМИ: акимат давит. А давление заключается в том, что новый аким города потребовал от этих компаний элементарного выполнения договорных обязательств.
Наверное, следует сделать уточнение. Новый аким не местный, не из Восточного Казахстана. Кто-то говорит, что у него не болит душа за город, а значит ничего хорошего для Семея он делать не будет. Но именно в том, что он не местный, есть большой плюс. Аким никак не связан с олигархами и монополистами города. То есть с ним не договоришься.
Нельзя исключать, что неэффективность компаний, отвечающих за чистоту и порядок, связана именно с возможностью их руководителей договариваться с местной властью. Поскольку сложно ответить на вопрос, почему раньше никто не требовал от них элементарного выполнения тех пунктов, которые прописаны в договоре. И как только это потребовал новый аким, в СМИ сразу поднялась шумиха, мол, нам не дают работать.
— То есть жалобы на акимат пошли, потому что у этих компаний явно сократилась прибыль?
— Конечно. Более того, перед ними встал выбор — или работать честно и на совесть, попрощавшись со сверхприбылью, или вообще уйти с рынка
Много ли времени потребуется акимату, чтобы разорвать договоры из-за невыполнения обязательств, занести эти компании в список неблагонадежных поставщиков услуг и объявить новый тендер?
Я думаю, что основная цель информационного давления на местную власть, это попытка добиться смены акима и вернуть все назад. То есть получать миллионы средств из бюджета и ничего при этом не делать.
Кстати, кроме договорных обязательств, есть еще гарантийные. И их тоже никто не требовал. Например, асфальт в Семее начинают менять чуть ли не с первыми морозами. В результате весной он исчезает вместе со снегом. Так что думаю, возможный следующий шаг акимата станет неприятным сюрпризом для ГорДорСтроя – аким потребует выполнения и гарантийных обязательств.
Я считаю, что бизнесу, который зарабатывает на бюджете, пора понять, что эпоха получать деньги и ничего не делать прошла
Мое мнение — в вопросе, касающемся благоустройства города и создания комфортной среды для его жителей, не должно быть монополий. Должна быть здоровая и честная конкуренция.
Мы видим, что монополии себя не оправдали. Ведь если просто посмотреть аффилированость компаний по благоустройству города, выясняется, что конечным бенефициаром является один человек.
Это господин Айкельев, который официально занимает должность генерального директора местного Цементного завода. И кстати, к этому заводу много вопросов должно возникнуть у экологов. Точнее, они будут у акимата к экологам. Ведь люди, живущие в окрестностях завода, буквально дышат цементом, но экологические службы на это почему-то не обращают внимания.
— Кстати, ведь именно Айкельев владеет долей в ТОО «Semey Bus». И судя по обращению к президенту, именно акимат отказался выполнять свои обязательства по субсидированию общественного транспорта?
— Еще один пример манипуляции общественным мнением. Давайте посмотрим на факты. ТОО «Semey Bus» было создано на основе государственно-частного партнерства. Частное лицо взяло автобусы в лизинг. Акимат обязался субсидировать общественный транспорт, чтобы не поднимать оплату за проезд.
Куда ушли деньги, которые Semey Bus получал и от акимата, и от жителей города, надо спросить г-на Айкелева, но факт остается фактом. Компания задолжала задолжала по кредиту, по налогам и пенсионным отчислениям, за ГСМ и проиграло суд Комитету госдоходов. Вопрос — при чем здесь акимат?
То, что прекратили выплачивать субсидии, так это следствие разрыва контракта. И акимат сделал это в соответствии с законодательством. Город без общественного транспорта не останется, это точно.
Кстати, если Semey Bus вдруг начнет говорить, что городские пассажироперевозки дело слишком убыточное, то здесь снова мимо. До этой компании в Семее работала другая, которая не требовала субсидий. То есть зарабатывала и без бюджетных вливаний.
Качество услуг может было и не идеальным, но и с появлением Semey Bus ситуация кардинально не поменялась.
А обращения к президенту, это попытка Semey Bus добиться, чтобы государство выплатило все их долги. И очень жаль, что это поддержали некоторые депутаты. Будем надеется, что их просто ввели в заблуждение.
— А что за скандал с новым мусорным полигоном? Говорят, что он слишком дорогой, и тарифы для жителей взлетят до небес?
— И в этом вопросе мы опять видим манипуляцию, цель которой — сохранить монополию. Я не особо углублялся в проект нового полигона, какие-то нюансы лучше расскажут специалисты, но общая картина такова.
Старый полигон был открыт в 1961 году. Единственный способ утилизации мусора – сжигание. Представляете, какой удар по местной экосистеме? Побывайте в поселках, которые расположены недалеко от полигона, жители вам все в красках распишут, причем тона исключительно черные.
Далее, пару лет назад вышел закон, направленный на улучшение ситуации с переработкой мусора. По сути, полигонам запрещается принимать мусор, который поддается переработке. В рамках этого закона и был разработан проект нового полигона ТБО.
Проект создавался не за один день, и в нем учтено все: и соответствующие мощности, и несколько видов переработки мусора с минимальным воздействием на окружающую среду, и автоматизированные линии сортировки мусора, которые частично решают проблему внедрения культуры населения по раздельному сбору мусора. В общем, работали специалисты.
Буквально в момент подписания договора г-н Нигметов, который должен был подписать его от лица государства, отказался это делать. Он заявил, что это слишком дорого и сильно ударит по карманам жителей города. Услышав озвученные им суммы, семейчане поддержали его шумом в соцсетях. Нигметов возведен чуть ли ни в ранг героя, пострадавшего за народ.
Однако имидж героя несколько блекнет, если принять во внимание несколько фактов.
Говоря о дороговизне, будущий полигон в Семее сравнивают с полигоном в СКО. Но при этом не озвучивают, что там он рассчитан на количество жителей раза в три меньше, чем только официально прописаны в Семее.
Второй момент, озвучивая рост тарифов для горожан, Нигметов говорит о 2025 годе. И при этом называет цифры, к которым город придет и со старым полигоном, поскольку это прогнозируемый экономистами рост инфляции.
И наконец, основной момент. Сам Нигметов официально получал зарплату в компании «Семей Тазалык», которая напрямую связана со старым полигоном. То есть мы опять вернулись к истокам –иэто не забота о народе, а попытка защитить прибыль владельцев полигона
То есть маленькой кучки людей, которые наживаются на городском бюджете и ничего не делают, чтобы улучшить условия проживания горожан.
— Но Нигметова поддержала группа депутатов…
— Во время предвыборной компании я возглавлял городской филиал партии Nur Otan и поэтому точно могу сказать, что те, кто сейчас выступает против строительства нового полигона, в своих агитационных компаниях, наоборот, говорили о необходимости его строительства для улучшения ситуации с мусором. То есть выборы прошли, и эти депутаты вдруг в корне изменили свою позицию
— Какие шаги вы собираетесь предпринять, чтобы разобраться в сложившемся противостоянии?
— Наверное, вопрос надо ставить не так. Естественно, что фракция правящей партии областного маслихата уже разослала запросы в соответствующие государственные структуры и компетентные органы. Вопросов в Семее действительно много.
Например, компания Зеленстрой. Там непонятная ситуация с ее приватизацией, и этот вопрос требует пристального внимания. Потом Зеленстрой получает финансирование на содержание визитной карточки города – нового моста. Но сам мост в ужасном состоянии. В общем, вопросов много, и наши шаги будут зависеть от полученных ответов на запросы.
Но наша основная цель — кардинально изменить ситуацию в городе в лучшую сторону
В первую очередь избавиться от монополий, создав условия для здоровой конкуренции в сфере благоустройства города и создания комфортной городской среды. Мы намерены добиться проведения честных и прозрачных тендеров по всем госзакупкам города.
Это как минимум. И это будет первым шагом к созданию условий для бизнеса, который действительно будет больше заботиться не о личном кармане, а о городе.