Непрозрачное ценообразование и риск завышении стоимости установило Агентство по защите и развитию конкуренции РК. Информация по ценам от поставщиков не проверялась, что привело к некорректной стоимости.

Агентство по защите и развитию конкуренции провело анализ механизма ценообразования на лекарственные средства и медицинские изделия, выявив ряд системных проблем, связанных с непрозрачностью и рисками завышения цен.

На сегодняшний день государство регулирует цены на лекарства и медизделия при их реализации населению через аптеки, а также при закупе в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). За регистрацию цен отвечает государственное предприятие «Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий» (НЦЭЛСиМИ), а централизованный закуп осуществляет ТОО «СК-Фармация».

Этим пользовались не только поставщики, но и отечественные производители, заявлявшие цены на воспроизведенные товары (дженерики) на уровне оригинальных, производимых ведущими фармацевтическими компаниями - «Big Pharma». Заключение долгосрочных договоров с отечественными производителями осуществлялось без экспертизы и установления фактических затрат, - сообщили в пресс-службе АЗРК.

Для повышения прозрачности Минздрав приобрел доступ к международному порталу Navlin, что позволяет получать данные о ценах в референтных странах напрямую, без участия заявителей. С июля 2025 года цены  устанавливаются на основе средних значений, а не максимальных.

Отдельной проблемой стали завышенные расходы на инспектирование производств. Сейчас поставщики оплачивают услуги НЦЭЛСиМИ в размере от 2,6 до 3,45 млн тенге плюс командировочные расходы инспекторов, что в итоге включается в стоимость препаратов. При этом выезды проводятся даже на ведущие заводы США, ЕС, Японии и Канады, где уровень контроля и так высок. Агентство предложило отказаться от таких командировок и отнести услугу инспектирования к государственной монополии с регулированием стоимости.

Централизованный закуп также не выполняет свою ключевую задачу – оптимизацию расходов. До 45% объема закупок «СК-Фармация» продолжает приобретать у отечественных дистрибьюторов, а не напрямую у производителей, что повышает конечную цену для государства и населения, отмечают в ведомстве.

Для решения этих проблем Агентство направило в Минздрав пакет рекомендаций:

  • пересмотр порядка ценообразования и отказ от ориентира на максимальные цены;
  • установление и экспертиза фактических затрат при заключении долгосрочных договоров;
  • отнесение услуг инспектирования к госмонополии и регулирование их стоимости;
  • увеличение объема прямых закупок у производителей без посредников.

Принятие этих мер повысит прозрачность ценообразования, снимет нагрузку на бюджет и сделает лекарства доступнее для населения.