На рынке авиатоплива в Казахстане выявлены серьёзные проблемы с ценообразованием. Анализ показал: международные авиакомпании вынуждены покупать топливо дороже, чем отечественные перевозчики. Это связано с тем, что казахстанские компании получают керосин напрямую от производителей, а иностранные - через цепочку посредников и аэропорты.

Главная проблема в том, что аэропорты сами занялись продажей авиатоплива. В ряде случаев его стоимость для иностранных перевозчиков вырастает почти на 60%. В итоге цены на топливо в казахстанских аэропортах на 5–30% выше, чем в соседних странах. Это стало одной из причин падения объёмов международных перевозок: за пять лет грузопотоки снизились на 36%, а количество рейсов – на 58%.

Эксперты отмечают, что доходы от продажи авиатоплива стали основным источником финансирования аэропортов, обеспечивая им до 80% бюджета. Однако эти средства не регулируются государством, в отличие от тарифов на основные услуги аэропортов.

Чтобы исправить ситуацию, Агентство по защите и развитию конкуренции разработало новые правила. Они обязывают аэропорты предоставлять доступ к своим хранилищам всем поставщикам топлива, имеющим договоры с авиакомпаниями, без возможности отказа. Одновременно ведутся проверки в отношении 11 крупнейших аэропортов страны по фактам установления завышенных цен.

Кроме того, завершено расследование в отношении компании «АНПЗ», которую подозревают в злоупотреблении доминирующим положением и завышении тарифов на переработку нефти. Материалы уже переданы в правоохранительные органы.