• 9 мая, 2024

Повернуть время вспять — возродить судоходство на Иртыше предлагают в области Абай

Дек 11, 2023

Акваторию и фарватер реки нужно для этого специально готовить – к сожалению, на сегодняшний день золотые дни Иртыша позади. Тем не менее, планы по возрождению реки в роли транспортной артерии в области Абай есть, и уже проводятся дноуглубительные работы.

На заседании общественного совета области Абай участники рассмотрели вопрос о перспективах использования Иртыша для судоходства. Как отметил руководитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог региона Асылбек Нугманов, для подготовки реки к проходу судов нужно провести колоссальный объем работы.

На сегодняшний день по Иртышу осуществляются грузовые перевозки. В этом году выполнены дноуглубительные работы на сумму 2,4 млрд тенге. В следующем году эту работу планируется продолжить. Средняя глубина перекатов составляет 1,3 метра, для прохода судов необходима глубина в 1,8 метра, нужно проводить взрывные работы. Что касается грузоперевозок, то они выполняются по направлениям Павлодар, Усть-Каменогорск, Омск. Основной вид грузов – это лес, один раз в текущем году перевезли зерно. Учитывая, что у нас планируется развитие аэропорта с его включением в свободную экономическую зону, объем мультимодальных грузовых перевозок возрастет. В рамках организации транспортно-логистического хаба не исключена возможность доставки грузов водным транспортом ниже по течению, — подчеркнул Асылбек Нугманов.

Член общественного совета Аскат Дюсембаев добавил, что количество судов, которые сейчас курсируют по Иртышу, критически мало.

Этот вопрос мало кто поднимает. Притом, что потенциал для того, чтобы организовать перевозки, у нас есть. Вдумайтесь – в 2011 году по акватории курсировали 248 судов, в 1990 году – 538 судов различной модификации. Сейчас мы говорим о том, что сообщение с Усть-Каменогорском осуществляют два катера. Это глобальный вопрос для профильного министерства, — отметил Аскат Дюсембаев.

Глава Управления ПТиАД добавил, что пока вопросы судоходства обсуждаются, но все они требуют внимания и серьезной работы.

На сегодня мы готовим запросы в Комитет железнодорожного и водного транспорта, но это вопросы, которые являются переходящими на 2024 год. Мы обсуждали эту проблему, но однозначных ответов не получили. Стоит понимать, что перед тем, как запустить какое бы то ни было сообщение, нужно провести колоссальную работу – акваторию и фарватер Иртыша нужно приводить в порядок, — сообщил Асылбек Нугманов.

Член общественного совета Николай Исаев отметил высокую доходность судоходства и перспективы, которые оно может открыть перед областью в экономическом плане.

Суда ходили по Иртышу, приносили доход. Добирались до северных морей. Сейчас для нас это был очень большой рывок, если бы наши корабли могли дойти до севера. Что касается работы, которую нужно провести, чтобы подготовить акваторию, то доходы от торговли водным путем могут перекрыть все расходы за год. С нашими возможностями, мы можем себе это позволить. Предлагаю рассмотреть этот вопрос, направим его в Мажилис, в профильное министерство и Президенту. Это всегда было мечтой казахстанцев – быть морской державой. Это колоссальный доход для нас, — подчеркнул Николай Исаев.

В завершение заседания члены общественного совета договорились вновь обсудить этот вопрос в I квартале грядущего года.