Обещанные субсидии ТОО «Semey Bus» ждёт уже в течение полугода, однако, до сих пор не получило ни тиынки. Дорогие ГСМ, износ подвижного состава, выплата долгов по кредитам и заработной плате — всё это стоит немалых денег, которых у предприятия практически нет.
Сегодня прошла пресс-конференция с участием руководства автобусных парков. Заместитель директора ТОО «Semey Bus» Асет Калигожин отметил, что на линии сейчас находится только половина автобусов. Это — веление карантина. Однако, и без карантина у предприятия хватает проблем.
— Субсидии до сих пор не поступили. Рабочий день у нас из-за карантина неполный и мы несём большие убытки. Затраты растут, доходы — нет. Есть налогообложение, но и выплачивать налоги мы не можем. Образовалась задолженность, наши счета арестованы. Значительно выросла стоимость горюче-смазочных материалов. Несмотря на трудности, мы пытаемся в первую очередь выплачивать заработную плату, но из-за нехватки денег возникают различные проволочки. Касательно субсидий — мы направили соответствующие письма в акиматы города и области, однако, ответа нет до сих пор, — сообщил Асет Калигожин.
Все пункты договора со своей стороны, по словам перевозчиков, выполнены. Тем не менее, субсидии не поступили до сих пор. Выход, по мнению руководства ТОО «Semey Bus» один — увеличение оплаты за проезд до 140 тенге.
— Введение электронного билетирования — одно из требований для получения субсидирования. Но денег мы до сих пор не получали, ответа на наши письма пока нет. Тем не менее, говорить о том, что предприятие обанкротится пока рано. Мы всеми силами стараемся поддерживать и предприятие, и его сотрудников. Тем не менее, риск очень велик и всё идёт к тому, что придётся принимать решительные меры и, возможно, увеличить тариф за проезд до 140 тенге, — сообщил Асет Калигожин.
Тем не менее, если субсидии всё-таки поступят, потребность в увеличении тарифа может отпасть. Всё зависит от срока, в который средства поступят и конкретной суммы. Исполнительный директор ТОО «Таксомоторный парк» Бейбит Кабдулабиев сообщил, что точно такие же проблемы существуют и у его предприятия.
— Многие маршруты являются социально-значимыми, то есть, убыточными. Как уже было сказано, растёт цена на ГСМ, на запасные части, есть проблемы с заработной платой. Если субсидии всё-таки не поступят, то тариф придётся поднимать. Мы изучали опыт Павлодара, Нур-Султана, Алматы. Там вопрос с субсидированием решён, поэтому тариф составляет 90 тенге. Мы постоянно обращаемся в акимат города, отдел транспорта, однако, не получаем ответа на свои вопросы, — отметил Бейбит Кабдулабиев.
Что ждать семейчанам — повышение тарифа или полную остановку подвижного состава — станет ясно только с течением времени. До тех пор перевозчики продолжают биться со своими проблемами.
О проблемах с субсидированием перевозчики открыто заявили ещё в июне — тогда задолженность перед Управлением госдоходов составляла 175 млн тенге.
Динмухамед Бейсембаев
Фото автора