Иногда обычная фотография — это не просто память, а запечатлённый кусочек истории.
Об интересной истории одного фото рассказывает пользователь Facebook Юлия Мороз.
Это фото сделано в Семипалатинске в октябре 1913 года, в первый день после завершения строительства нового дома. Дом стоял на пересечении улиц Ибраева-Козбагарова, напротив старой синагоги, сейчас он снесен, там стоит пятиэтажка.
Тогда, в 1913 году, в новом деревянном доме, впервые, в праздничной одежде, в красивых вышитых калфаках, разложив нарезанный пирог с калиной, беляши, варенье, конфеты, и где на столе уже кипел начищенный нарядный самовар, семья отмечала праздник окончания строительства дома.
Слева за столом сидит невестка Фатима, совсем молоденькая, восемнадцатилетняя. Дорогое платье добавляет возраст, но только юности присущи нежный овал лица и взгляд со спокойным достоинством, еще не изведавшим печаль. Фатима, любимая невестка и жена фотографа, взглядом которого мы видим ее на фото.
Она еще не знает, что через несколько лет ее семья останется без дома, будут у нее три сына – Габдулхак, Шакур, Рахматулла, двое сыновей пропадут без вести на войне, а младший Рахматулла вернется контуженным, и проживет недолго.
И еще будут три дочери Муслимат, Мукминат и Дляра. Характеры и жизни совсем непохожие, сильные, разные.
Увидит она и внуков, и правнуков. Одна из внучек будет всегда вспоминать ее с нежностью, как пример Женщины, ее несуетливый ежедневный подвиг, каждый день которой заполнен только заботой о любимых.
Но все это еще впереди, а сейчас смотрит в глаза спокойная юная девушка Фатима, любимая жена, сестра, скоро мама. Смотрит, не сомневаясь в счастье, мире, и спокойном быте в любви и неспешных заботах.
Вторая слева девушка – Гарифа, красавица, сестра фотографа. У меня есть только два кадра с ней, уже выцветшие, бледные, но все равно видны ее тонкие черты лица и светлые глаза. Она не смотрит в камеру, кокетливая, готовая рассмеяться.
Девочка в черном платье – нежная Фатима. Здесь она совсем еще подросток, и не знает, что через много лет туберкулез съест ее молодую жизнь. Идеальные черты лица, большие глаза, нежные губы – неузнаваемо изменятся. Но останется маленькая дочка Раиса, что унаследует спокойный, с поволокой, мамин взгляд.
О девушке, что стоит у стола и разливает чай, мне известно немного, имя, — Магрифа, и то, что у нее было четверо детей.
У этого кадра есть и начало, и продолжение.
В старом альбоме хранится одно фото семьи, где четыре дочери, два сына, мать и бабушка, торжественно, значимо готовились к съемке, наряжались. Надеты самые красивые платья, в руках девушки зонтик, у бабушки вышитый пластрон, у мамы отделанное кружевами платье. Сыновья строго смотрят в объектив.
Момент давней и красивой жизни более чем через столетие смотрит на меня.
Потом подрос и женился один из сыновей, привел в семью милую девушку, стали строить новый дом.
Когда достроили, и был сделан кадр, что иногда показывали по телевизору в дни больших татарских фестивалей.
После нескольких счастливых лет в новом доме, наступило время перемен, жизнь потребовала мужества переносить многие события прошлого века.
На фотографиях остались богатые и красивые люди. Увлечены музыкой, любили одеваться, щеголять украшениями, учились, работали, отдыхали. Даже дома, в быту, женщины были безупречно нарядны. Мне непонятно, как они могли в длинных, до полу платьях, оставаться такими аккуратными.
Они пережили время революции 1917 года, раскулачивание, великую отечественную войну, но сохранили внутреннюю красоту, которая в их взгляде видна и здесь, на еще спокойных фотографиях счастливого мирного времени.