• 10 мая, 2024

Семейные жертвы — как в области Абай борются с бытовым насилием

Дек 1, 2023

Казахстанское общество вновь сотрясают ужасающие истории жестокого обращения с женщинами — мужья терроризируют своих жен, избивают до переломов и тяжелых травм, в конце концов просто убивают и зачастую отделываются не самым тяжелым наказанием. И хотя летальных исходов в области Абай не зарегистрировано, и здесь мужчины не прочь поучить своих женщин уму-разуму с помощью кулаков, и больше всего случаев отмечено в областном центре – Семее.

25 ноября отмечается Международный день ликвидации насилия в отношении женщин, который продолжается еще около двух недель в рамках акции «16 дней активизма против насилия».

Однако те, кто по долгу службы или велению души сталкивается с последствиями проявления агрессии в семье, отмечают, что работа давно вышла за рамки каких-либо акций. Случаев абьюза не только не становится меньше, во многих семьях они повторяются снова и снова. 

Тем не менее все эти 16 дней в регионе усилено информирование жителей как о самой проблеме, так и выходах из ситуации, если все-таки произошло самое страшное – близкий и родной человек превратился в обидчика и преследователя, и женщине с детьми приходится искать защиты в страхе за свою жизнь. Обратиться можно не только в полицию по телефону 102, но и по единому номеру горячей линии для пострадавших от семейного насилия – 111.

Но необходимо не только спасать женщин от избиения, но и предотвращать такие случаи – а это невозможно, пока все общество не осудит подобные действия, а любой агрессор не будет уверен в неотвратимости наказания.

Зачастую даже члены семьи вместо того, чтобы защитить пострадавшую – сестру, дочь – наоборот, говорят ей: терпи, он твой муж, у вас дети, не выноси сор из избы и прочее в том же духе. А супруг, успокоившись и протрезвев, еще и убедительно докажет ей – сама виновата, не нужно было провоцировать, и далее по тексту – не надо требовать денег, не надо лезть, когда устал и прочее, и прочее. Так и живет, и терпит женщина раз за разом, пока не наступит самое страшное, а в лучшем случае дети живут в этой реальности и воспринимают ее как нормальную, повторяя потом в собственной семье. Так как же разорвать этот порочный круг?

— Акцию мы проводим при поддержке Управления общественного развития области Абай совместными усилиями с полицейской службой, кризисным центром, — рассказала президент Общественного фонда «Центр семьи» Жанна Жибраева. – Провели семинар-тренинг по предупреждению и профилактике бытового насилия, пригласили спикера из ООН Сагадат Сабитову, которая очень долго занималась вопросами гендерной политики, бытового насилия не только в Казахстане, но и международном сообществе, в том числе странах Центральной Азии. Мы все пришли к тому, что только совместными усилиями мы можем что-то сделать.

В Управлении местной полицейской службы рассказали о том, как изменилась работа с семейными дебоширами после изменений в законодательстве и усилении ответственности за бытовое насилие.

— За текущий период на территории области Абай пресечено более 1800 случаев противоправных действий в сфере семейно-бытовых отношений, в отношении 2480 агрессоров вынесено защитное предписание сроком на один месяц, за нарушение защитного предписания привлечено более 300 семейных дебоширов, — сообщил статистические данные заместитель начальника Управления местной полицейской службы Бауыржан Садакбаев. – Хотелось бы отметить, что Президент страны дал поручение по ужесточению именно ответственности за бытовое насилие, и с 1 июля текущего года полиция перешла с заявительного на выявительный характер службы.

То есть сейчас жертве необязательно обращаться с заявлением в органы полиции, достаточно сигнала не только от нее, но и соседей, родственников, даже проходящих свидетелей, которые были очевидцами противоправных действий, пояснил Бауыржан Садакбаев. На основании этого сигнала полиция возбуждает административное производство с привлечением виновного к ответственности. Если же есть признаки уголовно наказуемого деяния, то эти материалы передаются в следственное управление, где рассматривается вопрос о привлечении уже к уголовной ответственности.

Конечно же, эти меры помогают выявить и привести в осознанное состояние агрессора – ведь раньше запуганная женщина под давлением или вовсе отказывалась писать заявление на мужа, либо забирала его, как только страсти немного поутихнут и сгладится обида. Подобная безнаказанность только распаляла семейных тиранов, и ситуация с рукоприкладством повторялась снова и снова.

С ужесточением наказания кухонным бойцам найдется время обдумать свои действия уже не пару часов в участке, а – при решении суда – и до 15 суток. И примириться в суде со своей жертвой абьюзеру удастся лишь один раз в год, при повторении скандала наказание будет неизбежным.

— После того, как человек побывал в спецприемнике для административных правонарушителей, выходит он уже другим, сознавая, что он совершил и за что понес наказание, — отметил Бауыржан Садакбаев. – А вот если суд назначает штраф, то он выплачивается из семейного бюджета, и там может и потерпевшая быть против. Штраф составляет 5 МРП, но для многих семей и это деньги. Поэтому в основном стараемся либо примирить, либо административный арест.

Из выявленных 1840 случаев в области Абай арест применялся более 600 раз.  

При этом, хотя летальных случаев в регионе не зарегистрировано, бить тревогу необходимо, считают общественники, ведь женщины в результате таких семейных скандалов остаются изувеченными, с травмами физическими и моральными, им приходится спасаться вместе с детьми.

— Это и прерывание беременности, и сотрясения, и колотые раны, переломанные носы, руки, ноги. Не проходит и дня, как к нам поступают сообщения от «скорой помощи» о том, что кто-то кого-то в семье избил, — говорит исполнительный директор ОФ «Центр семьи» Людмила Асташкина.

Куда же бежать пострадавшей женщине, тем более с детьми? Долгое время в Семее работает общественный фонд «Центр семьи», который на постоянной основе оказывает помощь таким семьям, а также Дом мамы, существующий на спонсорские средства.

Однако с обретением статуса области в Семее открылся и уже три месяца функционирует КГУ «Кризисный центр для жертв бытового насилия», рассчитанный на 25 женщин, с которыми также проживают дети. В отремонтированном помещении с усиленной безопасностью они не только живут, но и обучаются, им помогают решить бытовые вопросы, помогают с документами, находят работу.

— У нас предоставляется 8 видов социальных услуг в соответствии со стандартом, — рассказала директор Кризисного центра Назым Шакаева. – Это психологическая помощь, медицинская доврачебная помощь, юридические услуги, педагогические, культурные, трудовые и экономические услуги. Психолог беседует как с мамой, так и с детьми, выявляет причины произошедшего конфликта, и впоследствии по инструкции психолога с этой семьей работают все специалисты. Закрепляем за поликлиникой, проводим все обследования, лечим. Обучаем, если нет профессии, чтобы женщина могла работать, чтобы за время нахождения в центре она могла накопить какой-то капитал и завтра могла как-то самостоятельно жить.

При этом обществом отмечается глобальная несправедливость в том, что именно женщина после избиения должна скрываться вместе с детьми и искать приют, а абьюзер, пусть даже отсидев несколько суток, возвращается домой и живет в свое удовольствие. Чтобы изменить это положение, общественные организации направляют инициативы, чтобы именно агрессор изолировался от семьи, для чего, конечно, тоже нужны специальные центры. Полицейские в настоящее время изучают опыт Германии, где так и работает система помощи пострадавшим от бытового насилия – агрессор направляется в специальное учреждение, где с ним проводят определенную работу для исправления, а также он занимается общественно полезным трудом.

Так как же распознать агрессора, чтобы потом не пришло горько плакать над разбитой жизнью? В полиции затрудняются описать социальный портрет, однако уточняют, что подобные случаи происходят в семьях совершенно разного достатка и уровня благополучности. Кстати, больше всего фактов рукоприкладства в семье зафиксировано именно в областном центре, а не в сельских районах – это зависит от количества проживающих.

Разумеется, нельзя сказать, что только мужчины проявляют агрессию в отношении женщин, есть и случаи обращения мужчин как в полицию, так и к общественникам. Бывает, что страдают не только жены, но и другие члены семьи от действий разбушевавшегося мужчины – достается даже пожилым родителям.

Все это говорит о том, что нужно воспитывать культуру семейных отношений, проводить уроки в школах, беседы психологов, не дожидаясь, пока что-то произойдет. Ну и главное – относиться друг к другу с уважением, любовью и беречь близких в этом и без того непостоянном и порой жестоком мире.

Наталья Перцева