В день рождения гения мировой литературы в Семее открыли сразу две выставки: «Портреты Достоевского» и «Не услышанное пророчество», посвященную 150-летию романа «Бесы». В экспозициях можно увидеть не только портреты писателя, по-разному, иногда совсем неожиданно исполненные художниками, но и окунуться в атмосферу века романтичного и тревожного.
11 ноября весь мир отмечает день рождения Федора Михайловича Достоевского и, конечно, в Литературно-мемориальном музее писателя в Семее этот день всегда особенный. В этот раз сотрудники музея подготовили сразу две выставки, раскрывающие как образ гения литературы, так и подробности и значение его романа, не понятого современниками, но впоследствии оказавшегося пророческим.
— На выставке «Портреты Достоевского» представлены около 30 картин, костяк составляют работы известных художников из фондов музея. Среди них выделяется Михаил Беляев, который вырастил не одно поколение казахстанских художников, с работой «Достоевский и Чокан Валиханов», здесь же есть работы современного художника Виктора Шмидта. Помимо этого здесь представлены детские работы — и они очень необычные. Есть мозаичные портреты, есть академичные рисунки, очень необычный рисунок молодого Достоевского в окружении роз, где он выглядит практически современным молодым человеком, который мог бы сегодня пройтись по улицам, — рассказала и.о. заведующего научно-экспозиционным отделом литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского Алла Белякина.
Детские работы были созданы во время прошлогоднего проекта Россотрудничества в Казахстане к юбилею писателя Достоевский200. В нем участвовали дети — воспитанники школы ЮНЕСКО, и теперь их работы впервые выставлены в музее.
— Достоевский для меня — это тот автор, который заставляет задуматься, которого читаешь, когда нужно что-то переосмыслить, погрузиться в себя, — поделился представитель Россотрудничества в Казахстане Александр Дьяченко. — Я никогда не думал, что Достоевского можно изобразить в цвете, и приятно, что дети могут воспринимать этого великого писателя в таких красках. Самым большим сюрпризом для меня стала вторая выставка «Не услышанное пророчество». Когда читаешь роман «Бесы», удивляешься, насколько было похоже то общество на сегодняшнее.
Среди представленных на выставке работ – картины известного семипалатинского художника Александра Шевченко. Организатор художественной студии при семипалатинском Доме культуры железнодорожников, в 1971 году он был участником выставки живописи и графики советских железнодорожников в столице Австрии Вене. Многие помнят А. Шевченко как автора картин о Семипалатинском ядерном полигоне. Но в музее хранятся работы этого художника, посвященные Достоевскому – это портрет писателя в солдатской форме, а также работа, на которой художник изобразил Федора Михайловича и его жену Марию Дмитриевну, которых судьба свела именно в нашем городе.
Вторая выставка, посвященная 150-летию выхода романа «Бесы», раскрывает не только канву романа, ставшего пророчеством страшных событий — переворотов, революций, экстремизма — которые происходили как в конце 19, так и начале 20 века, а порой продолжаются и сегодня. Она погружает в атмосферу того века, когда был написан роман, посредством старинных предметов, хранящихся в запасниках музея, и показывает наиболее острые моменты с помощью иллюстраций к роману.
Выставка неслучайно открывается старинными часами, ход которых остановлен, так как человечество до сих пор не может сдвинуть «стрелки истории», и то в одной, то в другой стране раз за разом повторяется «бесовский сюжет», отмечают в музее. Множество старинных предметов демонстрируют эпоху написания романа. Это свечные фонари и кузнецовский фарфор, 195-летние бутыли и полуторавековые кирпичи, керосиновые лампы и пресс-папье, и многое другое.
В основу романа положена реальная история нигилиста Нечаева, организовавшего подпольные группы и убийство студента. Современники не поняли замысла Достоевского, обвинив его в том, что масштабное произведение он создал, опираясь на единичный и не характерный частный случай. Но не прошло и полвека, как разразилась революция 1917 года, которую мир воспринял как воплощение романа Достоевского. И в 1918 году наркому просвещения Луначарскому толпа кричала, что большевикам стоит написать на памятнике писателю: «Достоевскому – от благодарных бесов».
Выставка знакомит с сюжетом и основной идеей «Бесов». Главные экспонаты, конечно, – книги. Это первые издания романа 1872, 1873, 1890, 1921 годов. А также – дополнительные издания 1922 года, когда впервые были опубликованы рукописи писателя, сохраненные его женой Анной Григорьевной, среди которых оказались не вошедшие в роман главы «Исповедь Ставрогина». На выставке представлено первое издание этих глав, напечатанное Центрархивом, а также издание того же 1922 года, вышедшее в Мюнхене. Среди экспонатов – зарубежные издания «Бесов» на шведском, эстонском, грузинском, румынском, японском языках.
Значительную часть выставки составляют иллюстрации к роману — подлинные картины таких известных художников как Ольга Корсакова и Михаил Ройтер. Немало талантливых живописцев создавали работы по мотивам этого романа, но практически все издания печатаются без иллюстраций. Поэтому музей решил познакомить посетителей и с этой стороной книги-юбиляра. На выставке можно увидеть копии офортов Сары Шор, картин Ильи Глазунова, рисунков Михаила Гавричкова и Юрия Гершковича.