Проект по заказу отдела внутренней политики г.Семей «Организация и развитие эколого-патриотического движения «Моя родина – Семей». Реализуется ОФ «Центр семьи». В рамках проекта проводится регулярный мониторинг природоохранных и исторических памятников Семейского региона совместно с «Краеведческим обществом «ПРИИРТЫШЬЕ».
Древности Кокен-Тау
В суете повседневности, занятые решением различных жизненных проблем, люди мало задумываются об истории и истоках культуры родного края. И многим невдомек, что обитаемая издревле земля Восточного Казахстана богата материальными свидетельствами давно минувшей жизни людей каменного века, цивилизации земледельцев, животноводов и металлургов эпохи бронзы, оригинальной культуры ранних кочевников и номадов средневековья.
В ходе поиска и фотосъемок археологических памятников в Семейском Прииртышье краеведами обнаружено и поднято с поверхности земли немало находок в виде каменных отщепов, скребков и нуклеусов, пластинок, кремневых наконечников стрел и фрагментов разбитой керамической посуды, изредка – монет, относящихся к разным эпохам: дореволюционных российских, китайских – времен маньчжурской династии Цин и советских. Клеймо Кузнецовской фабрики, китайские иероглифы и изображение довоенного советского герба на донце некоторых разбитых чашек указывают на происхождение этих изделий. Встречаются иногда мотыги, зернотерки, обломки жерновов ручных мельниц и другие орудия труда, которые были изготовлены нашими предками. В предгорьях и горных долинах расположены могильные курганы, кое-где высятся менгиры, в некоторых гористых местностях можно найти высеченные на поверхности камней фигуры живых существ и схематические изображения каких-то объектов.
Единственной местностью, где краеведы общества «Прииртышье» и члены клуба «Жер-Су» увидели наскальные рисунки, выполненные красной охрой, оказался Кокентауский горный массив. В горных долинах, расположенных к северу от величественной трехглавой горы Уш-айыр, букв. «Разделенная на три (вершины)», они нашли древнетюркские курганы с четырьмя намогильными изваяниями, фундаменты прежних строений, старое кладбище, каменные орудия труда и осколки, появившиеся в ходе их изготовления, фрагменты керамической посуды, обломки чугунных котлов и другие материальные следы обитания людей в этих живописных местах.
На протяжении более километра обнаружены остатки фундаментов древних жилищ, указывающие на то, что в течение тысячелетий здесь жили и продолжают жить люди. И в наше время в разных местах близ горного массива расположены зимовки крестьянских хозяйств. Подъемный материал характеризуется большим разнообразием: среди них много каменных отщепов, встречаются скребки, нуклеусы, кремневые и бронзовые наконечники стрел, фрагменты глиняной посуды, а также металлические детали разных предметов и осколки фаянсовой посуды нового времени. При объезде северного предгорья краеведы сфотографировали некрополь эпохи бронзы. Сам вид захоронений свидетельствовал об их большой древности: над землей чуть выступали верхние края каменных плит могильных ящиков с прахом людей, создателей андроновской культуры.
Вечными памятниками прошлой жизни остаются каменные фундаменты древних строений, вертикально установленные массивные камни-менгиры и могильные курганы. К северу от трехглавой горы в скальных вершинах находится несколько гротов, образовавшихся в результате разрушения гранитной породы. В семи из них древними обитателями Кокен-тау были нарисованы петроглифы, степень сохранности которых обусловлена не только временем их появления, но и местом расположения, более или менее защищенным от воздействия природных факторов.
На камнях первого из найденных гротов можно увидеть поблекшие, местами трудно различимые изображения божеств или духов в виде схематически нарисованных фигур людей, стоящих в ряд, парами или отдельно; силуэт жертвенной лошади; прямоугольники и какие-то размытые формы. Когда-то пытались обновить изображения двух антропоморфных существ – это видно по нанесенному слою минеральной краски поверх прежних линий, образующих фигуры. Но для их полной реставрации у древнего жителя этих мест, видимо, не хватило охры. Лучше всего рисунки сохранились на нижней стороне скального навеса. Прямоугольник, расчерченный параллельными линиями, по всей вероятности, обозначает жилище шамана или божества – шалаш в виде односкатной крыши, покрытый тонкими жердями. Здесь же находится лосиха, отличающаяся по своему темно-сиреневому цвету от других петроглифов. Может быть, это изображение созвездия Большой Медведицы, ведь коренные народы Сибири четыре ярких звезды, образующие трапецию, представляли как ноги гигантского лося, вечно бегущего по небу.
Исходя из характера рисунков, есть все основания предполагать, что расположенная у подножия грота площадка в далеком прошлом представляла собой специальное место для совершения жертвоприношений и камлания шамана. Здесь, в низине, у разведенного костра, в кругу сородичей он приносил в дар разным божествам и духам-покровителям посвященных им лошадей или других животных, призывал с помощью бубна или другого инструмента незримых помощников, отсюда его душа совершала нелегкий путь в мифические области: на разные уровни неба либо в подземное царство. Следует отметить, что на северо-западном берегу озера Жасыбай в Павлодарской области под скальным навесом были найдены схематически выполненные красной охрой фигуры людей, аналогичные тем, которые сохранились в первом кокентауском гроте. Существует предположение, что появление таких рисунков связано с развитием в эпоху неолита шаманского культа. Позже жертвоприношение и камлание могли происходить не только у священных гротов с рисунками божеств и духов, но и в других местах. Со временем небольшие галереи наскальных изображений были замещены портативной совокупностью рисунков, расположенных на шкуре, натянутой на обод шаманского бубна. Старые композиции трансформировались в схему, отражающую небесный, срединный и нижний миры, в которых способна была перемещаться душа камлающего шамана. Среди рисунков, нанесенных на шкуру своих бубнов сибирскими шаманами, нередко встречаются стоящие в ряд антропоморфные фигуры, числом семь, иногда девять. Возможно, это изображение семи божеств, обитателей третьего яруса неба, и девяти духов предков, помогавших человеку.
Невысокая скальная возвышенность у левого края подножия горы Уш-айыр таит малозаметный небольшой грот, на потолке которого имеются разные рисунки, нанесенные красной охрой. Некоторые из них, потускнев, оказались трудноразличимыми. Видны прямоугольники с короткими черточками, отходящими от боковых сторон внутрь, у других – черточки расположены снаружи. С левой стороны на потолке выделяется полностью закрашенный охрой силуэт птицы с распростертыми, направленными несколько вперед крыльями и широким хвостом. Можно предположить, что здесь изображена хищная птица, вероятнее всего орел, в момент его взлета. В глубине грота на потолке видны хорошо сохранившиеся рисунки – несколько фигур каких-то животных, выполненных схематически, красными штрихами. Но особенно интересным оказалось изображение трехглавой горы, у подножия которой в виде смыкающихся дуг обозначены две скальные возвышенности. Справа от этой горы, как бы на переднем плане, находится контурный рисунок рогатого животного (горного козла или самки дикого барана) с высоко поднятой головой, обращенной к трем вершинам. Эта композиция, уже использующая такой прием как перспектива, свидетельствует об особом значении горы Уш-айыр, которая своими размерами и замечательной формой должна была почитаться священной. В древности, по всей вероятности, полагали, что ее вершины были местом обитания горного духа – хозяина окружающей местности. В других гротах также имеются изображения антропоморфных духов, животных и каких-то строений. Можно предположить, что едва различимые рисунки были нарисованы в новом каменном веке, а рядом находящиеся фигуры, отличающиеся четкостью линий, выполнены позже – в эпоху бронзы.
Несмотря на то, чтоКокен-тау представляет собой небольшой горный массив,его небольшие долины и предгорья хранят немало археологических памятников. Это обстоятельство, а также то, что указанные горы находятся относительно недалеко от города Семей, на расстоянии около 100 километров, способствовали тому, что краеведы, начиная с прошлого года, неоднократно посещали эту местность. Однако удалось исследовать относительно небольшую территорию, прилегающую к горному массиву с севера. Предполагается продолжить работу по дальнейшей разведке местности, поиску, фиксации и изучению археологических памятников Кокен-тау.
Археолого-краеведческий клуб «Жер-Су», созданный в феврале прошлого года при Областном историко-краеведческом музее г. Семей, успешно продолжает свою деятельность. Задачами этого общественного объединения являются археологическая разведка, поиск и исследование древних артефактов, привлечение подрастающего поколения к изучению истории, культуры и природы родного края, пропаганда культурного наследия, воспитание чувства патриотизма у детей и подростков. Со дня образования клуба его членами совершено 18 краеведческих поездок и 5 археолого-туристических экскурсий в сельские регионы области. По итогам разведывательных поездок и полевой работы во время экспедиций, осуществленных в минувшем году в Абайский, Бескарагайский, Бородулихинский и Жарминский районы Восточно-Казахстанской области, были опубликованы статьи в местной прессе и проведена научная конференция с участием представителей средних общеобразовательных школ города.
Организация и проведение экспедиций, краеведческих выездов и археолого-туристических экскурсий имеют целью не только поиск, фотографирование, определение географических координат, описание и исследование археологических памятников, но способствуют приобщению подрастающего поколения к изучению истории и культуры нашего края и воспитанию бережного отношения к природе. Человека, не помнящего своего прошлого, иногда уподобляют растению, лишенному корней. Не имея духовной устойчивости, он легко подчиняется внешнему влиянию, становится рабом своих мелких страстей, мимолетных желаний и уклоняется от верного пути. Совокупность людей образует народ, в культуре которого сохраняется многовековый опыт его существования и развития. И этот опыт нельзя забывать, ведь безразличие к своей истории и культуре, социальное равнодушие, потребительское отношение к окружающей среде – условия, мешающие успешному развитию общества.
ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО ПЕЩЕРЫ «КОНЫР-АУЛИЕ» или последнее пристанище Чингисхана
Никто не знает, где точно расположена могила великого Сотрясателя Вселенной Чингисхана. Историки бьются над этой загадкой уже несколько веков. Время от времени появляются различные версии, на проверку которых даже снаряжаются экспедиции. Но, увы, все они оказываются безрезультатными. Великий полководец, завоевавший некогда полмира, перехитрил всех. Ведь не может же быть так, чтобы такого человека похоронили как простого смертного!
И у жителей Семейского региона на этот счет есть свое предположение. Примерно в двухстах двадцати километрах , к югу от нашего города по трассе Семипалатинск – Кайнар, в Абайском районе есть горы Шынгыстау или «Чингис-Тау» (по имени Чингисхана). Старожилы бережно передают потомкам предание о том, что именно на одной из вершин Шынгыстау Темуджин был поднят на белой кошме и провозглашен ханом, после чего и получил новое имя. По мнению аксакалов, и погребен был хан где-то поблизости.
А почему же для последнего пристанища из всей огромной завоеванной территории хан выбрал эти почти безлюдные степи? Да потому, хитро улыбнутся старики, что Чингисхан уже тогда знал, где находится географический центр Евразии! А где же еще быть похороненным могущественному завоевателю, как не на пупе земли, с коим он себя и отождествлял!
В этой же местности есть небольшой аул Орда (ставка), расположенный, с точки зрения военной науки средних веков, очень даже грамотно. Аул лежит как бы в чаше, окруженный небольшими сопками, с которых окрестность видна как на ладони. А вот Орду можно обнаружить только на расстоянии одного километра. Откуда возникло говорящее название, не помнит никто. Может быть, Орда и была когда-то той самой Золотой?
В этом же районе есть одно очень красивое и известное среди местных жителей место — гора Актас с пещерой Коныр-Аулие мелового происхождения. Всего в Казахстане их три, носящих одинаковое название. По преданию, трое святых опоздали к отплытию ковчега Ноя. Им удалось спастись от всемирного потопа на огромном бревне. После чего каждый из них основал на земле несколько священных мест. Такова легенда….
Сведения об этой пещере восходят к далекой древности, но впервые научным языком она описана и исследована в начале 20 века. Писал об этой пещере и М. Ауэзов в своем романе «Путь Абая».
В городском архиве есть исторический документ «Записки Семипалатинского подотдела императорского Русского географического общества», датированный 1912 годом. В «Записках» есть статья чиновника Брюханова, который описал озеро и пещеру: «За Чингизским хребтом, обогнув с севера-запада подножие горы Актас и выйдя к речке Чаганка, можно увидеть вход в пещеру Коныр-Аулие. Хребет Актас (Белый камень) состоит из белой известковой породы и вполне оправдывает свое название: издалека заметен на зеленом фоне благодаря белизне своих вершин.
Вход в пещеру — расщелина — настолько узкий, что человек может пройти только боком. Высота входа — чуть более двух метров. Но метра через полтора входящий попадает на просторную площадку, как бы служащую преддверием пещеры. Дно пещеры покрыто чёрными острыми и скользкими камнями, по которым надо пройти. Происхождение пещеры покрыто мраком, таким же плотным, какой встретит вас в самой пещере.
Заходишь, и берёт оторопь от нависших над тобой огромных каменных глыб. К некоторым из них можно прикоснуться руками, другие находятся высоко вверху. Начиная от входа, угол наклона увеличивается.
Дальше дно пещеры покрыто огромными камнями. В 10 метрах слева от входа лежит каменный идол – каменная баба. «Калмык» — называют эту фигуру местные жители. Еще дальше слева второй сверток пещеры, в конце которого малое подземное озеро. Но это лишь подступы к большому.
Проходя мимо основания горы, совершенно не виден вход в пещеру.
Справа от входа расположена главная пещера. Ее контур тянется на 115-120 метров, ширина колеблется от 10 до 40 метров. Осторожно шагаешь под каменными глыбами почти полторы сотни метров, прежде чем перед тобой появляется небольшое блюдце-озеро с чистейшей, голубоватого цвета водой – это то самое таинственное озеро. Его примерные размеры 17-18 на 12-15 метров. Озеро глубокое (его глубина достигает пяти метров, а ширина до 20 метров), и вода в нем удивительной чистоты. На вкус сильно отдает известью.
А еще она холодная до лязга зубов (всего 4-5 градусов), но люди в неё все же окунаются, веря в особые целебные свойства этой воды. Вода настолько холодная, что конечности может сразу стянуть судорогой и нестерпимо ломит кости ног. В пещере круглый год постоянная температура, примерно +7 градусов.
На расстоянии около 50 метров от берега озера, свод пещеры опускается очень низко над водой (всего до 40-50 см). Далее этой отметки никто из местных никогда не был. За ним открываются два зала, после которых ходы уходят дальше, сужаясь в некоторых местах.
Оно полностью не исследовано, ибо оно уходит под пещеру еще дальше. Это видно через маленькие, узкие своды, в которые еще не удалось проникнуть.
Одно из преданий гласит, что под пятнадцатиметровой толщей воды на дне пещеры есть потайная дверь. Так вот, за этой дверью и скрыта главная пещера, ставшая склепом — последним местом упокоения загадочного хана.
Легенд вокруг озера немало. Что есть правда, а что красивый миф, возможно, выяснят потомки. Говорят, что в водоеме есть едва различимое течение.
Вход в пещеру и ее основание не всегда были покрыты такими валунами. Когда ее исследовали путешественники в начале 20 века, то они писали, что в пещере ровная поверхность — песчаная, за которой лежит озеро. Эти валуны, лежащие теперь на поверхности результат постоянного сотрясения почвы от ядерных испытаний, которые проводились в этом районе еще сравнительно недавно. Примерно в 60-70 километров от пещеры находится горный массив Дегелен, который собственно и являлся центром наземных и подземных ядерных испытаний. Постоянные искусственные землетрясения приводили к тому, что от верхних сводов пещеры отваливались камни и падали, отсюда такое хаотичное нагромождение под ногами валунов. Часть этих еще не упавших камней и доныне угрожающе весят над сводами.
Еще рассказывают, что есть у озера свой страж — дух одного их предков. Кто-то даже показывал фотографию фантома: белый, как лунь, старик, призрачно мерцающий из кромешной тьмы.
Местные жители утверждают, что духи, живущие в пещере, благоволят не к каждому посетителю. Утверждают, что там, в пещере, в озере живут четыре белых змея.
А вот еще один реальный рассказ. События развивались в советское время, когда действовал ядерный испытательный полигон. Группа студентов под руководством своего преподавателя Гущина В.Н., в 1958 году, вошла в эту пещеру и когда они осматривали ее, то увидели, что мимо них пролетела невесть откуда взявшаяся в пещере большая птица филин и скрылась в темноте пещеры. Буквально через несколько минут на полигоне прогремел очередной взрыв. Задрожала земля, посыпались камни, и вход в пещеру был завален куском скалы. Первое время началась паника, но преподаватель успокоил всех, сказав, что нас будут искать и добавил, что нужно пойти туда, куда полетела большая птица. И действительно, пройдя какое-то расстояние, они вышли небольшому отверстию наверх. Они увидели пучок солнечного света, это оказалась расселина в скале и через нее они вылезли наружу. Там их уже ждали представители военных властей, которые стали расспрашивать, как они могли попасть в этот запретный район. 29 августа 1990 года, специальным указом нашего Президента, ядерные испытания раз и навсегда были запрещены.
В последние годы в пещере провели электрический свет, а у ее основания поставили дизельный электродвижок, дающий ей электричество.
Пещера в наши дни стала местом паломничества. Говорят, что еще предки казахов залечивали здесь раны в перерывах между боями, когда объявлялось временное перемирие. Воевать в священных местах считалось святотатством. И есть строгий обычай входить в пещеру и в воду только с чистыми помыслами, нельзя курить, неприлично выражаться, а женщинам быть с покрытой головой.
О чудодейственной силе озера свидетельствуют и современники. Говорят об исцелениях от наркомании и алкоголизма. Особенно озеро благосклонно к женщинам, которые не могут забеременеть. Есть такие разговоры, что только за этот год после посещения озера почти два десятка женщин обрели счастье материнства.
Возможно, здесь и вправду что-то есть такое, чего мы не знаем: какие-то полезные для нашего организма излучения или вещества. И еще здесь явно играет свою роль метод шоковой терапии, когда организм, попадая в стрессовую ситуацию – ледяную воду, включает на полную катушку резервный запас, доселе мирно дремавший где-то в глубинах сознания. Ведь нужно не просто помочить ножки в этом таинственном озере, а окунуться в этот жидкий лед с головой от трех до семи раз!
Интересно, что при постоянной температуре внутри пещеры участники одной паломнической группы по-разному описывают ощущения при купании: кого-то сковывает ледяной холод, а кто-то описывает это как погружение в кипяток, после которого тело буквально «горит».
Как бы то ни было, но людям посещение озера идет только на пользу. По крайней мере, хоть на какое-то время наступает в их душах мир, покой и смирение перед величием природы.
Много загадок таит в себе чудо-озеро. И что скрыто под толстым слоем ледяной воды, не знает никто. Для спелеологов тут непочатый край работы. Возможно, именно здесь сокрыта разгадка величайшей тайны, над которой бьются вот уже несколько сот лет историки мира.
Пещера имеет многочисленные боковые ходы, заваленные валунами — ходы не исследованы.
В этой пещере, закрыв изнутри вход, воины залечивали раны. Напомню, первая битва с джунгарами (ойратами) зафиксирована в 1643 году. Война продолжалась более 150 лет. Известны подробности крупного сражения 1726 года в местности Кара-Сыйыр. Буквально через три года после этого произошла знаменитая Анырайская битва, где казахские воины наголову разбили врага, и наступил перелом в войне.
У подножия пещеры есть древнее захоронение с памятниками каменного века — десятки могил казахских батыров, погибших в войне с джунгарами. Да и не могилы это в общепринятом понимании, просто окруженное камнями место захоронений. Да и погребения эти фактически уничтожены.
У подножия горы расположены домики для ночевки, где паломники могут совершить обряд очищения перед входом в пещеру и остаться в этом домике ночевать. Поток паломников постоянно увеличивается. Надо сказать, что природа вокруг этих меловых скал действительно очень красивая. Там какая-то особая духовная атмосфера: очень легко дышится, кругом бескрайний простор. Каждый побывавший в пещере, да и вообще в этих местах уносит с собой мир и спокойствие души.
Недалеко от пещеры «Коныр-Аулие» в трехстах метрах трехсот небольшая речка — Шаган. В весеннее время она становится довольно полноводной и быстротекущей. Летом она почти пересыхает, но та живительная влага, которую она несет с собой, дает жизнь многим кустарникам и деревьям, так что они образуют собой живую зеленую цепь, в кустах которой прячется много дичи.
В семи километрах от пещеры «Коныр – Аулие»,у въезда в село Бестамак находится небольшой горный массив, который местные жители называют сорок пещер. У его подножия протекает речка Шаган. Меловые горы имеют множество углублений, которые смотрятся как пещеры. Окрестности этой местности очень живописны.
Крест Каштака
Несколько лет назад наша группа занималась поиском следов монастыря, который предполагалось заложить в 1916 году, обследовала окрестности, и на высоком берегу ручья обнаружила выступающий из земли гранитный блок. После проведённых раскопок оказалось – крест.
Выбирая место будущего монастыря, его основатель, помощник начальника Киргизской православной миссии иеромонах Мануил (С 1914 по 1916 год помощником начальника Киргизской миссии был иеромонах Мануил (Лемешевский), будущий митрополит, известный подвижник веры), освятил участок. Был изготовлен и привезён каменный крест, но по каким-то причинам водружен не был. Далее – революция, войны… Так и пролежал крест в земле десятки лет, ожидая своего часа. Сейчас он занял подобающее место, напоминая людям об их нелёгкой истории, о необходимости следовать путём Света и Добра.
Информацию предоставил Павел Жуков