История борьбы с огнём в реликтовом сосновом бору берёт своё начало ещё с дореволюционных времён. В 1735 году уральский промышленник Демидов положил начало хозяйственному освоению лесов.
До революции
Леса в XVIII веке использовались совершенно варварским методом. Инженер лесного хозяйства Лозинская писала: «Вырубка бора для целей углежжения происходила в больших масштабах. Лес истреблялся на десятках тысяч га… Большое количество пожаров, отсутствие профилактических мер к их предупреждению, бессистемные рубки наиболее ценных участков леса и отсутствие мероприятий по восстановлению лесов — все это привело к значительному сокращению лесопокрытой площади, образованию редин и малоценных низкоплотных насаждений».
Уже тогда было принято решение — лес надо охранять. Как следует из документов, число стражи в лесничестве составляло 7 объездчиков и 11 лесников, всего 18 стражников. Вся стража живёт в лесу в 11 казённых домах. На большом протяжении дачи лесничества окопаны канавами, что значительно облегчает охрану лесов. Лесничеством заведует Лесной ревизор IV района.
Сростенское лесничество выделенное из Семипалатинского лежит к северу от г.Семипалатинска в 50-60 вёрст… В состав лесничества входят 10 дач, имеющих лесную площадь в 104,598 дес. Возобнавление на вырубаемых участках хорошее, но в дачах есть старые необлесевшиеся гари. В целях опыта облесения гарей и открытых участков заложен питомник.
В начале ХХ века лес переживал не лучшие времена (с закрытием горных заводов Алтайского округа потребность в древесине резко уменьшилась) не столько за счет вырубок, сколько из-за пожаров, принимавших громадные размеры. Так, в 1900 году на территории ленточного бора было зарегистрировано 430 лесных пожаров, охвативших площадь в 190 тысяч десятин
После революции
После революции, уже в 1920 году остро стоял вопрос о сохранении лесов от пожаров. Уполномоченными по борьбе с огненной стихией назначались лесничие, все их распоряжения по тушению пожаров должны были поддерживаться властью на местах и выполняться всеми гражданами безоговорочно. Весной 1922 года в Губисполком Семипалатинска от Долонского лесника Готшлака были отправлены шесть телеграмм. Вот одна из них, найденная в семейских архивах.
«Телеграмма. Подана 25 апреля 1922 года в 7 часов 10 минут. 25 утром пожар возобновился, может принять более угрожающие размеры, вчера выгорело может быть 6000 десятин. Исполком дал к вечеру 24-го только 15 человек, из которых 9 убежали, тушили 6 рабочих, 3 объездчика, кардон сгорел, повреждение местами сильное, местами подземный огонь, рабочие нам не подчиняются, сегодня я и три усталых объездчика остались на пожаре и ждём — дадут нам рабочих или нет. Лесничий Готшлак».
Лес в 30-е годы
Мероприятия по предотвращению пожаров в лесах проводились и тогда.
В протоколе заседаний VI-го Семипалатинского губернского съезда Советов, состоявшегося 12-16 марта 1927 года написано: «В 1924-25 годах проведено 60,5 километров телефонной линии, в 1925-26 годах — 49,2 километра телефонной линии и отремонтировано 10 пожарных вышек. Расход на эти работы в 1925-26 году составляет: 3 631 рубль. Там, где проведены телефоны, пожары ликвидируются в самом начале и убытки от них сокращаются более чем на 75 %.»
Положение в лесном хозяйстве не изменилось и в 30-е годы. Западно-Сибирский крайисполком своим решением от 25.03.1933 года объявил ленточный бор лесом почвозащитного значения, заменив в нем прежнюю форму хозяйства на добровольно-лесосечную.
Советский период
Во все годы Советской власти к лесу воспитывали трепетное отношение. Создавались в нашем регионе лесные заказники, лесничества. Строили пожарные вышки, прокладывались новые телефонные линии, проводились мероприятия по увеличению лесных насаждений, образовывались лесные питомники. Профессия «лесник» была очень почётной, не зря в те годы было много династий в лесничествах. Давало государство всевозможные льготы: на льготных условиях выписывались дрова на зиму, наделялись участки под бахчи,
сенокосные угодья, строились кордоны, заимки, лесники наделялись гужевым транспортом. Лесная охрана имела свою форменную одежду, свои знаки отличия.
На вышках работали лесники в пожароопасный период круглосуточно (с апреля по ноябрь). Каждая вышка была снабжена телефоном, и азимутальным кругом. Засёк наблюдатель на вышке дымок в лесу по азимутальному кругу определил направление и звонит на соседнюю вышку. Засекает пожар другой «вышкарь». Эти данные передаются в контору леспромхоза или лесхоза, там дежурный по карте, путём сопоставления полученных направлений от каждой вышки, определяет в каком квадрате загорелся лес.
Наше время
Все помнят 1997 год — год страшных огненных лесных бедствий. В пригородных лесах произошло 145 пожаров, раньше — столько же случалось во всей Семипалатинской области, а тут выгорело более 18 тысяч гектаров лесных угодий, прямой ущерб — более 166 миллионов тенге, а косвенный — уменьшение площади лесов, дающих нам кислород, изменение климата (последствия уже ощущаются в городе — песчаные бури обычное явление). Кроме материальных потерь, лесные пожары несут и угрозу экологии. Радионуклиды от наземных взрывов, проводимых на Семипалатинском ядерном полигоне, сейчас находятся на глубине около 15 см. При пожаре эти радионуклиды и те, что находятся в древесине освобождаются, тем самым возникает опасность вторичного загрязнения остаточной радиацией.
27 мая 2002 года стояла сухая ветреная погода. В Донгулёкском лесничестве наблюдателями на вышке в 10.30 был обнаружен лесной пожар. Погода способствовала быстрому развитию огня. На тушение были брошены все противопожарные силы района, но пламя разрасталось. Низовой пожар местами переходил в верховой. После обеда был объявлен повышенный номер вызова по ВКО. На помощь из Семипалатинска в Бескарагайский район направилась целая колонна из 15 пожарных машин.
На машине 8Т311МФ из Бескарагайской пожарной части № 54 к месту тушения выехали три человека: водитель — Белякин, пожарный — Изатов и лесник Зайкенов — в качестве провожатого. Ехали, спешили, решили через молодые лесопосадки сократить путь — а пожар развивался… Их накрыл фронт огня… Лесник погиб сразу. Пожарные по одиночке выбирались из огненной круговерти. Изатов вышел сам на лесную дорогу, его спасли боёвка и каска. А как не хочется одевать тяжёлое обмундирование, в котором душно в жаркую погоду, а тем более на пожаре, рядом с огненной стихией… Хорошо, что боёвка была на Максате. У него ожоги 30% тела.
Белякина Сергея нашли трактористы, занимающиеся опашкой леса. «Ребята, я, кажется, обгорел…»- первое, что сказал Сергей. Он получил страшные ожоги, особенно руки. Пострадало 80% тела. Его на вертолёте доставили в городскую больницу скорой медицинской помощи.
Машина сгорела полностью, она служила в Бескарагайской пожарной охране с 1975 года. В этот же день при подобных обстоятельствах пострадала ещё одна машина — ГАЗ-66 Семёновского лесничества. Люди успели спастись…
30 мая пожар был потушен. Уже сделали отжиг, дотушивали отдельные очаги пожара и хлынул большой проливной ливень… Где ты был три дня назад?..
За жизнь Белякина Сергея врачи боролись долго и упорно. Пожарные г. Семипалатинска не оставались в стороне. Постоянно дежурили у его палаты, приобретали в полной мере все необходимые медицинские препараты и все надеялись: на его молодость, крепкое сердце потомственного пожарного, на чудо… Но… 5 июня Белякин Сергей Владимирович скончался. Торжественные похороны состоялись 6 июня в селе Большая Владимировка…
По материалам Натальи Рыковой