Живопись Музей Невзоровых Рухани Жаңғыру

Павел Зальцман – ощущая казахскую культуру

Заслуженный деятель искусств Казахской ССР, живописец Павел Зальцман попал в Казахстан волею судеб, однако, всей душой полюбил его, оставив богатое наследие.

В фондах музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых хранятся произведения художника, поэта, писателя, Заслуженного деятеля искусств Казахской ССР Павла Яковлевича Зальцмана — «Дети с корабликом» (эскиз к кинофильму «Перекресток»), «У мазаров» (эскиз к кинофильму «Ботагоз») и эскиз к кинофильму «Ботагоз» (1957).

Картина «У мазаров», эскиз к кинофильму «Ботагоз», воспринимается как самостоятельное станковое произведение. Групповой портрет — так может быть определен жанр произведения. Причем, здесь обнаруживается понимание задач группового портрета как воссоздание духовной общности, существующей между изображёнными людьми. На фоне мазаров три женщины, каждая из которых символизирует определенный возраст. Самая юная, нежно прильнувшая к старшей, в центре композиции. Фигура женщины, изображенной ниже, как бы служит основанием единой композиционный массы, сдвинутой художником в левый край листа. Мягкая, плавная линия, очерчивающая фигуры женщин, объединяет их в одно целое и делает понятным смысл утраты кого-то, бесконечно дорогого для всех троих. Нежнейшие цветовые отношения охристых, зеленоватых, розовых и всех оттенков коричневого, передают ощущение хрустальной чистоты воздуха, создают, словно в тающей дымке, изображения мазаров и гор на дальнем плане. Всему этому немало способствует особая, зальцмановская техника акварели. Он пишет мелким, почти точечным мазком, накладывая слои прозрачной краски один на другой.

– Родился будущий художник 2 января 1912 года в Кишиневе в семье полковника Якова Яковлевича Зальцмана. Детство Павел провел в Одессе. После Октябрьской революции семья скиталась по южной России, Украине, Молдавии и в 1925 году обосновалась в Ленинграде. В 1926-1928 годы Павел учился в школе. Он рано начал рисовать, но будучи сыном офицера, не смог поступить в какое-либо государственное учебное заведение, – рассказала младший научный сотрудник Жанар Абешова.

В 1942 году во время ленинградской блокады Зальцман эвакуируется вместе с Центральной объединенной киностудией (ЦОКС) в Алма-Ату, где из-за немецкого происхождения отца был взят на учет «органами» как спецпереселенец, и только в 1953 году после смерти Сталина восстановлен в правах.

– После эвакуации в Алма-Ату из-за тяжелых социальных и бытовых условий, Зальцман в течение почти 10 лет мало работал как художник, отдавая, вынужденно, предпочтение литературе. С 1948 года преподавал историю искусства в художественном училище. С 1945 года Зальцман работал художником-постановщиком на Алма-Атинской киностудии (позднее «Казахфильм»). 1955-1985 годах — главный художник киностудии. Был художником-постановщиком на картинах Шакена Айманова «Белая роза» (1943), «Дочь степей» (1954), «Поэма о любви» (1954) и «Перекрёсток» (1963), Ефима Арона «Золотой рог» (1948) и «Ботагоз» (1958), Павла Боголюбова «Девушка-джигит» (1955) и других, – отметила Жанар Абешова.

Высокая профессиональная культура и конструктивная изобретательность помогали Зальцману выстраивать выразительные мизансцены в картинах. В огромном количестве его эскизов к фильмам разнообразная выдумка была постоянно связана с глубоким пониманием народного искусства, умением почувствовать национальный колорит, увидеть и воспроизвести декоративную цветность, присущую казахскому орнаменту.

Павел Зальцман полюбил и принял казахскую культуру. Конечно, он не стал художником–этнографом, любующимся экзотикой лиц и декоративностью пейзажей, хотя они и стали мотивами его картин. Он продолжал оставаться самим собой, изысканным, интеллигентным, эрудированным ленинградцем, сохранившим свой индивидуальный почерк.