Живопись Культура Музей Невзоровых Рухани Жаңғыру

Яркий образчик живописи конца XX века

Ерболат Толепбаев – известный казахстанский художник, автор картины “Гостья. Новый ребёнок в городе” – изобразил типичный быт, но с глубинным его смыслом, выражением, сквозь призму простой человеческой жизни.

В восьмидесятые годы 20 века открываются новые перспективы в развитии национальной культуры. Человеческая индивидуальность, надежды и тревоги за будущее становятся центром притяжения творческих поисков многих художников. В этот нелегкий период ощущается всеобщий подъем, желание сказать о важнейших проблемах современности, свободно выражать свою точку зрения и смело экспериментировать в творчестве.

В фондах музея хранится немало произведений этого периода. К ним относятся и работы известного казахстанского художника-живописца Ерболата Толепбаева (род. 1955).

– Уроженец Южно-Казахстанской области, Заслуженный деятель Казахстана Ерболат Тогысбаевич широко известен за пределами нашей страны. Он является участником многих республиканских и международных выставок и конкурсов, обладателем престижных премий и наград. Например, премии за особые достижения в живописи Международного Альянса имени Сальвадора Дали (Мадрид-Прага. 2002); высшей Награды EUROUNION (Бельгия. 2002); Ордена кавалера литературы и искусства во Франции (2006). Толепбаев — член Академии художеств  России, Чехии и Киргизстана; участник многочисленных  выставок в США, Бельгии, Германии, Италии, Китая, Индии, Франции и т.д. Произведения автора хранятся в музеях и частных коллекциях не только в Казахстане, но и за рубежом. Он создает свои работы, соединяя культуру Европы и Азии, пишет как реалистичные образы так и абстрактные картины, – рассказала младший научный сотрудник музея Невзоровых Гульжан Жакеева.

Картина музейного собрания «Гостья. Новый ребенок в городе», написанная в 1981 году как отражение своего времени, интересна своим смысловым содержанием. По обычаю автора, композиция разделена на несколько планов, однако центральная сцена разворачивается в одной комнате. Распахнутая дверь на заднем плане открывает вид на улицу и говорит о местонахождении в городе. Маленькая девочка в национальной одежде сидит в центре комнаты и является главным героем этой картины, она — «гостья». Справа — двое пожилых людей разглядывают стоящий на столе чайник, в противоположных углах комнаты — фигуры молодых людей. Расположенные спиной к зрителю, каждый — словно застыл в своем временном пространстве. Знакомых «незнакомых» героев картины объединяет лишь темный красновато-черный колорит… Потолок в решетках, разбросанные предметы — все это заставляет разгадывать, придумывать какие то иные смыслы. И возникает тысяча вопросов: Кто эти люди? Зачем здесь? Чего хотят? Хотелось бы узнать мысли самого художника, ведь не впервые они «озвучены» в его произведениях… Но, видимо, желание мастера в том, чтобы каждый зритель находил ответы самостоятельно и создавал свои собственные неповторимые истории.

Порой, в моменты творческого вдохновения, создаются такие шедевры, в которых скрыты свои тайные смыслы, и иной раз сам творец не в силах их объяснить. Однако, в сердца каждого зрителя он находит свой путь, проложенный через загадочный язык искусства.

По материалам сайта музея имени семьи Невзоровых