С такой надписью в Литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского хранится самодельная открытка, изготовленная фотографическим способом. На ней изображен рисованный аэроплан, в крылья которого вставлены четыре фото видов природы окрестностей Семипалатинска, а в середине, на месте пилота находится ребенок. Внизу в овальном кругу расположилась надпись, состоящая из четырех больших букв – «ИРИК». Краевед, член Союза журналистов Виктор Кашляк провел целое исследование, о котором рассказал в своей статье об истории авиации в Семипалатинске.
Первое, что удалось — это расшифровать надпись «ИРИК»: была такая фотография в городе в начале XX века, которую открыли недалеко от почты, и названа она по первым буквам имени и фамилии двух организаторов. И второе — было ясно, что открытка связана с авиацией. По имеющимся у меня архивным данным, первые аэропланы появились в Семипалатинске осенью 1918 года, когда Колчаку была представлено большое количество оружия для борьбы с большевиками, в том числе и аэропланы, и часть их базировалась в нашем городе. Об этом сообщила местная газета «Свободная Речь» в сентябре 1918 г. в короткой заметке: «Из Семипалатинска вылетели по направлению к югу два аэроплана».
Здесь надо добавить, что в 1914 г., с началом первой мировой войны в небе Западной Сибири, в том числе и Семипалатинской области (Павлодар, Зайсанский уезд) были замечены летающие аэропланы, якобы принадлежащие немецким колонистам и собирающие секретные данные, даже было проведено специальное расследование, которое отразилось в «Справке о появлении неизвестного аэроплана в Западной Сибири», но подтвердились эти сведения или нет, в документах не отражено. Поэтому, не доказав полеты аэропланов над Семипалатинском в 1914 г., я отправной точкой избрал 1918 год и даже начал готовить для печати материал, посвященный 90-летию начала местной авиации, но вмешался случай. Во время работы в интернете мне попалось сообщение КАЗИНФОРМ под заголовком «Первый самолет пролетел на Семеем 95 лет назад», в котором говорилось, что «Сотрудники центра документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области в Семее обнаружили интересный документ, сообщающий о первом полете самолета над городом». Связавшись с сотрудниками центра документации, я попросил показать мне документы, на которые ссылается автор этого сообщения. Мне показали подшивку местной газеты «Прииртышская правда» за 1962 год, где в номере за 14 августа была опубликована заметка Е. Юдина «Первый самолет над городом»:
«Интересные документы хранятся в архивах Центрального Дома авиации им. Фрунзе. Из них можно узнать, что первый самолет над Семипалатинском состоялся 50 лет назад. На пожелтевшей от времени странице одной из петербургских газет за 22 июля 1912 года можно прочитать следующее:
«Сегодня знаменитый победитель перелета в Москву Александр Алексеевич Васильев совершил прекрасный полет над Семипалатинском – первый в этом городе и последний в нынешнем сезоне».
Примечательно, что в Семипалатинск аэроплан прибыл по Иртышу в разобранном виде. Ведь дальние перелеты в то время делать не могли. В Семипалатинске самолет собрали, и А. Васильев поднялся в воздух, чтобы показать горожанам тогдашнее «чудо техники». Обратно самолет «добирался» также водным и железнодорожным путем».
Теперь можно с большой вероятностью утверждать, что открытка изготовлена во второй половине 1912 года и посвящена знаменательному событию для Семипалатинска – полету над городом первого аэроплана 22 июля 1912 года, пилотируемого Александром Алексеевичем Васильевым.
Но теперь возник другой вопрос – чем так знаменит этот летчик и какова его судьба?
Вот что удалось выяснить.
Васильев Александр Алексеевич (1882— 1918) — один из первых русских лётчиков. Родился в Казани. Окончил юридический факультет Казанского университета. Но, как показывает мировая история начала XX в., люди в авиацию приходили по-разному, и порой их профессии не имели ничего общего с небесными полетами. Примером этому служит судьба Александра Алексеевича.
В июне 1909 г. молодой человек на открывшейся в городе большой международной выставке увидел то, о чем мечтал последние несколько лет — настоящий воздушный шар.
Окончательное решение было принято в Петербурге в 1910 г. на проходящей здесь Первой российской авиационной неделе. Полеты отчаянных авиаторов и, прежде всего, французов произвели на Васильева сильное впечатление. Поэтому вскоре он уезжает во Францию с единственной целью — научиться летать и стать дипломированным специалистом.
Первая попытка оказалась неудачной. По приезде во Францию он отправился в город Реймс, где поступил в школу пилотов, возглавляемую известным авиатором Р. Анрио. К концу первого месяца обучения Александр отчетливо уяснил, что кроме значительных материальных расходов, это учебное заведение ему ничего не даст. Прерванное обучение он продолжил у знаменитого Луи Блерио.
По окончании школы Васильев получил диплом, который давал ему право на организацию публичных полетов. Потратив 65 тыс. рублей на приобретение двух аэропланов «Bleriot XI» с моторами мощностью 25 и 50 л.с., он возвратился на родину. Ведь деньги нужно было отрабатывать, тем более что в глубине его души теплилась надежда создать свою собственную авиационную школу. А для этого нужны были средства, и немалые. Получить же их можно было, организовав большое гастрольное турне на аэропланах. Первый полет на родине Васильев совершил 1 сентября 1910 г. на большом ярмарочном ипподроме в Нижнем Новгороде. Полет был рекордным и продолжался целых 38 мин. Васильев не ограничил себя только воздушным пространством над ипподромом. Он подобно птице легко и торжественно пролетел над городом, рекой Окой и очень плавно и эффектно приземлился на беговую дорожку у переполненных торжествующими зрителями трибун. Триумф был полнейший.
Следующим городом стала Казань. 9 сентября 1910 г., в день первого полета тысячи горожан собрались на аэродроме, которым на время стал городской ипподром. Яркую картину этого праздника профессионально описал репортер газеты «Казанский телеграф»: «Гром рукоплесканий всей многотысячной толпы сопровождал Васильева во время его полета, продолжавшегося 20 минут. Мастерски выполненный спуск увенчал блестящий воздушный маневр молодого русского авиатора. Не успел красавец-моноплан коснуться земли, как публика со всех мест рванулась к нему и при восторженных аплодисментах подхватила Васильева и на руках донесла до ангара».
Блестяще начатое на Волге представление Васильев с успехом продолжил на Кавказе и в Средней Азии. Однако при этом Александр Алексеевич преследовал не только коммерческие цели. Дух спортсмена-экспериментатора заставлял его делать подчас невозможное — продержаться в воздухе без посадки 2 ч 29 мин и подняться на высоту 1650 м!
В мае 1911 г. при проведении Петербургской авиационной недели Васильев установил рекорд продолжительности полёта без посадки (около 2 ч.), занял первое место в высотных полётах, набрав высоту свыше 1600 м. После первого перелета Петербург-Москва пресса сразу же наградила его, еще недавно служившего простым чиновником в суде, титулом «короля русских летунов». Он стартовал 23 июля (10 июля по старому стилю) 1911 года на Комендантском аэродроме в Петербурге. Васильеву, единственному из девяти участников состязаний удалось долететь до Москвы. Все другие либо покалечились, либо повредили свои аэропланы и отказались от полета. На «Bleriot XI» Александр Алексеевич преодолел 725 км. за 24 ч. 41 мин. (9 ч. 30 мин. летного времени) и установил рекорд дальности за сутки (667 км. за 15 ч.) — первый мировой рекорд русского летчика. Полет был закончен на Ходынском поле в Москве, где его встретила толпа народа во главе с московским губернатором, который от имени Москвы поздравил летчика с «открытием первого воздушного пути между столицами» и вручил серебряный кубок Москвы. Комитет по перелету присудил Васильеву приз за продолжительность полета (10 тысяч 500 рублей).
В последующие годы Васильев продолжает показательные выступления, успешно сочетая их с основной работой летчика-испытателя на Петербургском авиационном заводе.
Летом 1912 г. Александр Алексеевич предпринял поездку в Сибирь, где ознакомил жителей городов Омска, Томска, Тюмени и др. со своим мастерством и новым видом транспорта – аэропланом, в числе других городов он посетил и Семипалатинск.
Поддавшись патриотическому порыву, Александр Алексеевич с первых дней первой мировой войны уходит добровольцем на фронт. 10 августа 1914 г. по заданию штаба Юго-Западного фронта он вместе с наблюдателем вылетел на разведку. При возвращении аэроплан был подбит вражеской артиллерией. Дотянуть до своей территории не удалось. Летчики были взяты в плен. Дальнейшая судьба замечательного летчика до сих пор остается загадкой.
После довольно длительного перерыва, в августе 1925 года, семипалатинцы встречали самолет совершенно другой конструкции — «Сибревком», построенный по заказу в 1922 г. немецкой фирмой «Юнкерс» и который 13 августа совершил 25 «круговых полетов» с пассажирами над городом.
Закрыто еще одно белое пятно в истории города, и в этом большая заслуга открытки, хранящейся в фондах литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского.
Материал предоставил Павел Жуков
Разработкой темы также занимался Михаил Ситуда