Системные недостатки механизмов защиты прав детей, среди которых отсутствие работы с «трудными детьми», неэффективность системы вечерних и спецшкол, психологов, органов опеки, слабая работа в сфере профилактики многочисленных подведомственных организаций выявлены Генеральной прокуратурой РК в рамках проверки.
По сведениям Генеральной прокуратуры РК, в течение последних трех лет в стране отмечается стабильно высокий уровень подростковой преступности (в 2022 г. – 1 735, рост на 13,5%, в 2023 г. – 1 925, рост на 11%, 9 мес. т.г. – 1 267).
По результатам выявленных нарушений в адрес Министерства внесено представление с конкретными рекомендациями по пересмотру подходов в сфере защиты прав детей и усилению мер, направленных на реализацию фундаментального принципа «Закон и Порядок». По итогам рассмотрения представления Министерство разработало Дорожную карту, включающую в себя 51 мероприятие, куда также вошли рекомендации Генеральной прокуратуры.
По требованию Генеральной прокуратуры осуществляется работа по модернизации института специальных организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания, а также разработке комплексной программы реабилитации детей с девиантным поведением.
Всего функционирует 5 таких учреждений (Алматы, Абай, ВКО, Жамбыл, Мангистау), где ежегодно пребывает 300 «трудных» подростков в возрасте от 11 до 18 лет со всей страны, — отмечают в ведомстве.
По мнению надзорного органа, превентивный эффект данных организаций переоценен, чему свидетельствуют частые побеги воспитанников, попытки суицида, а также повторные правонарушения, в том числе и в стенах учреждений. Так ученик 10 класса спецшколы-интернат г.Серебрянск ВКО «К» длительное время оказывал психологическое давление на других учащихся, склонял к совершению побега, а также угрожая расправой, нанес 3 воспитанникам татуировки с адресом своей страницы в Instagram.
Установлено, что спецшколы оказывают существенную нагрузку на бюджет, не имея при этом надлежащего профилактического компонента и материально-технического и кадрового обеспечения. Ежегодно из средств местного бюджета на содержание таких учреждений, в том числе зарплатный фонд сотрудников, затрачивается порядка 1 млрд тенге. При этом наполняемость воспитанниками в среднем не превышает 50 %.
Аналогичные проблемы наблюдаются и с вечерними школами, которые отошли от основного назначения – обучения работающей молодежи, превратившись в учреждения для девиантных детей. На сегодняшний день в стране функционирует 63 вечерних школы, более половина контингента приходится на несовершеннолетних, это 4300 человек.
Прокурорский анализ показал, что в регионах все еще присутствуют практика принудительного перевода учащихся с плохой успеваемостью и имеющих конфликт с законом в вечерние школы, деятельность которых, в свою очередь, сопровождается слабым материально-техническим оснащением, не укомплектованностью педагогического состава, отсутствием профилактической работы. В соответствии с актом надзора надзора Министерством проводится детальный анализ деятельности вечерних школ, по итогам которого планируется провести пилот по трансформации данных организаций образования на базе вечерней школы г. Астаны (реализация пилота назначена на срок до 01.10.2025г.).
Внедрение качественно новой модели реабилитации и социализации детей с девиантным поведением способствует их неспешному и аккуратному вовлечению в нормальный жизненный процесс с восстановлением нарушенных связей с семьей и обществом, — отметили в ведомстве.
Сфера опеки и попечительства также является направлением, требующим должной координации. МП уже принят ряд организационных мер в указанном направлении – так штат специалистов указанной службы увеличен на 200 единиц, разрабатываются Правила организации их деятельности с ужесточением требований к кандидатам в опекуны.
фото: ИА «Объектив Восток»