Одним из нововведений является то, что теперь предпринимателей будут штрафовать за неудовлетворение требований потребителя на досудебном этапе.
Новый законопроект упрощает систему рассмотрения жалоб потребителей. Теперь у них появится выбор способов защиты своих прав: напрямую подать иск в суд, обратиться в госорган для привлечения продавца к ответственности либо обратиться в арбитраж, к медиатору или в общественные объединения потребителей, ассоциации, к омбудсмену, сообщили в пресс-службе Мажилиса Парламента.
Вместе с тем вводится гражданско-правовая ответственность предпринимателей в пользу потребителей, чьи права были нарушены и не разрешены на досудебном этапе. Суд будет взыскивать с продавца (изготовителя, исполнителя) штраф в случае неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке. Размер штрафа будет составлять от 10% до 50% от суммы иска (чем меньше сумма иска, тем больше размер штрафа). Данная норма будет мотивировать предпринимателей добровольно устранять нарушения на досудебном этапе, — говорится в сообщении.
В рамках нового законопроекта также вводится защита прав потребителей в онлайн-торговле. В этой связи на электронных торговых площадках должны будут предусмотреть внутренние процедуры допуска для продавцов. В рамках них будут заключаться договоры по соблюдению требований по защите прав потребителей.
При поступлении жалобы потребителя на продавца электронная торговая площадка должна будет принять меры по восстановлению прав потребителя.
Данная норма позволит уполномоченному органу привлекать бизнесменов к административной ответственности за нарушение законодательства о регулировании торговой деятельности. Например, отказ от предоставления покупателю необходимой информации о товаре, гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий повлечет штраф от 6 до 30 МРП для предпринимателей. Физлицам же грозит предупреждение или штраф в размере 2 МРП, — отметили в Мажилисе.
Депутаты Мажилиса на пленарном заседании одобрили в первом чтении законопроект «О защите прав потребителей» в новой редакции с сопутствующими ему поправками. Они разработаны в целях совершенствования действующих способов защиты прав потребителей.
Основным законопроектом вводится институт омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, а также упрощается система рассмотрения жалоб потребителей. Кроме того, профильные комитеты приняли в работу ряд новых законопроектов, в том числе проекты нового Налогового кодекса, законов о гарантированном трансферте из Нацфонда и о республиканском бюджете на 2025-2027 годы, а также поправки по вопросам развития столицы и городов республиканского значения и другие.