Высшая аудиторская палата проверила деятельность Фонда социального медицинского страхования, включая 5 его филиалов, за 2022–2023 гг. Проверка охватила 3,8 трлн тенге и более 770 млн медицинских услуг.
В связи с заявленными ВАП итогами проверки ФСМС сообщает следующее.
Проверка включала в себя 5 филиалов ФСМС с периодом работы 2022–2023 гг. и охватила 3,8 трлн тенге.
Относительно неполного освоения средств Нацфонда выяснилось: в 2022 году 12,7 млрд тенге не освоены в связи с поздним принятием приказа по перечню амбулаторного лекарственного обеспечения, 0,5 млрд тенге в 2023 году – вследствие изменения методики оплаты по 12 межрайонным больницам и ее поздней реализации в информсистемах. Все эти средства в полном объеме возвращены в доход бюджета.
Относительно отсутствия лицензий на отдельные виды услуг у двух поставщиков: установлены отдельные адреса оказания услуг УЗИ, доля которых составила менее 1% от общего объема оказанных поставщиками услуг.
При этом, как отмечает пресс-служба ФСМС, Фонд как некоммерческая организация не наделен функцией постлицензионного контроля, это компетенция других государственных органов.
Что касается вопроса двойной оплаты медуслуг соисполнителями: в ходе детального анализа эксперты ФСМС выяснили, что 27,6 млрд тенге по амбулаторной помощи относятся не к финансовым, а к процедурным нарушениям. Для принятия дальнейших мер необходима правовая оценка профильных государственных органов. С этой позицией согласились и проверяющий орган, и Фонд.
Справочно: ФСМС заключает договоры только с поставщиками и не вправе вмешиваться в их отношения с соисполнителями.
Что касается анестезии, оплаченной стоматологиям вне тарифа. Данная ситуация сложилась в связи со сбоями форматно-логического контроля в информационных системах. Фонд подготовил свыше 80 ФЛК, которые поэтапно внедряются для повышения эффективности мониторинга услуг через снижение человеческого фактора.
Относительно амбулаторного лекарственного обеспечения лиц, выехавших на ПМЖ за рубеж. Вопрос требует совместной работы заинтересованных государственных органов в части интеграции информационных систем и урегулирования миграционного порядка в отношении лиц, выехавших на ПМЖ и не сдавших удостоверяющие личность документы.
Значительная часть выявленных нарушений связана с недостаточным уровнем цифровизации. Его повышение – одна из первостепенных задач Фонда: в середине этого года ФСМС в пилотном режиме внедрил собственную платежную информационную систему, которой не было у Фонда с самого начала его работы, а также ранее запустил ситуационно-аналитический центр для качественного анализа и более эффективного распределения медпомощи и средств, — отметили в ведомстве.
Безусловные приоритеты Фонда – открытость, подотчетность и внедрение корпоративных рисков. По мнению ФСМС, такая политика содействовала сокращению числа финансовых нарушений, что подтвердили итоги проверки ВАП.