Данные исследования Института общественной политики свидетельствуют об активном использовании казахстанцами различных цифровых сервисов. Наиболее популярным в этом плане является мобильный банк – дистанционное получение банковской услуги через приложение в смартфоне.
Мобильным банкингом с той или иной регулярностью пользуется практически все население Казахстана (95,4%), сообщили в Институте общественной политики.
Исследование выделяет активное использование интернет-банкинга среди молодежи в возрасте 18-29 лет – 98,6%. Старшее поколение также демонстрирует высокую вовлеченность в использование различных банковских приложений на уровне 82,1% среди граждан в возрасте 61+ лет.
Высоким спросом у населения пользуется приложение Kaspi.kz — 87,8%, особенно среди занятых в области финансов, страхования и торговли, развлечения и отдыха — более 93%. Эти люди, в силу специфики работы, больше знают о банкинге.
Приложением Kaspi.kz чаще пользуются городские жители (89,2%), популярность приложения Halyk Homebank выше среди сельских жителей (53,2%).
Приложение Halyk Homebank используется практически каждым вторым участником опроса (48,2%). Однако стоит отметить, что по капитализации АО «Народный Банк Казахстана» остается самым крупным банком страны с активами по состоянию на 1 декабря 2023 года 14,3 трлн тенге (Kaspi Bank – 6,3 трлн тенге). Напомним, что бюджет страны в 2024 году составляет 20,4 трлн тенге.
Любопытно, что лишь 41,3% респондентов пользуются услугами интернет-банкинга только одного банка. Более трети (37,1%) респондентов предпочитают интернет-банкинг сразу двух финансовых институтов. Еще 17% опрошенных заявили о том, что пользуются услугами интернет-банкинга более, чем у 3 банков одновременно.
В предпринимательской среде 47,3% участников опроса заявили, что успешно пользуются различными онлайн-площадками для продажи товаров. Среди них наиболее популярным является Kaspi-магазин, привлекая 31,5% предпринимателей.
Чаще всего онлайн-площадками и маркетплейсами для реализации товара пользуются предприниматели-горожане, а также предприниматели, занимающиеся посредническим бизнесом и привлекающие заемные средства.
Результаты подчеркивают высокую степень использования цифровых услуг в Казахстане, как среди населения, так и предпринимателей. Эти тренды отражаются в успешности крупных интернет-площадок, таких как Kaspi Магазин, Kaspi Travel и Wildberries.kz, которые входят в ТОП-3 по выручке согласно Forbes.kz.