Пока никаких предварительных договоренностей достигнуть не удалось. Мнения сторон разделились – общественность отказывается соглашаться на новые тарифы и доводы «Шыгысэнерготрейд» не принимает в расчет.
В здании ОЭСК в Семее прошли слушания по поводу повышения тарифа на электроэнергию.
Финансовый директор «Шыгысэнерготрейд» Тимур Оразов отметил, что обоснования для повышения тарифа у предприятия являются объективными.
В августе текущего года с учетом объективных причин наша компания вышла с заявкой на изменение тарифа. Цепочка производства электричества выглядит так: энергопроизводящие организации, энергопередающие организации. Кроме того, имеются технологически связанные услуги, за которые отвечают компании, определенные государством. Без всех этих составляющих электроэнергию нельзя произвести, передать и доставить до потребителя. До 1 июля работала система двусторонних контрактов – «Шыгысэнерготрейд» напрямую заключал договоры с энергопроизводящими организациями с наиболее выгодными тарифами. Но с 1 июля эта система изменилась, согласно Закону. Теперь вся электроэнергия выкупается единым закупщиком, государственной организацией со всех станций РК и перепродают ее оптовым покупателям, в данном случае «Шыгысэнерготрейд». Это и есть основная причина, по которой наша организация вышла с заявкой на изменение тарифа, — отметил Тимур Оразов.
Также финансовый директор предприятия добавил, что все озвученные изменения предлагает не «Шыгысэнерготрейд», а вышестоящие инстанции.
Эти изменения придумали не мы, но с конечным потребителем все равно работать приходится нам. Если упростить схему работы, то в структуре тарифа «Шыгысэнерготрейд» покупка и балансирующий рынок электроэнергии составляет 8,98 тенге за один кВт/ч, передача – 13,3 тенге, балансировка – 6 тиын и так далее. Если собрать все эти затраты, то остаются затраты, необходимые для эффективной работы «Шыгысэнерготрейд» — 2,4 тенге. Если посмотреть на наш тариф с финансовой точки зрения, то 92% — это переменные затраты. 92% от всех денег, которые приходят к нам, уходят на оплату производителям, тем, кто передает электроэнергию, тем, кто оказывает технологически связанные услуги. 8% — это постоянные затраты, — добавил Оразов.
Тем не менее общественность с доводами «Шыгысэнерготрейд» не согласилась. Зампредседателя общественного совета области Абай Николай Исаев отметил, что население с повышением тарифа не согласится.
За 10 месяцев текущего года KEGOC имеет чистую прибыль в 32 млрд тенге. Я считаю, что мы сейчас должны записать в протокол, что общественность будет против повышения тарифа. Должны рассматривать на начальном этапе и любая организация, вступающая в цепочку, должна давать положительный эффект, — подчеркнул Николай Исаев.
Депутат маслихата области Абай Талгат Баймуринов отметил, что тоже не согласен с повышением тарифа на электроэнергию.
Фактически у меня 34 тысячи избирателей. Что я им завтра должен сказать? Как депутат, как представитель своих избирателей я, естественно, категорически против. Как мне объяснить избирателям этот вопрос? От себя лично и от лица депутатского корпуса области заявляю – мы категорически против повышения каких бы то ни было тарифов, — отметил Баймуринов.
Тем не менее, избежать роста тарифа на электричество, вероятнее всего, не получится. Однако необоснованных цифр, которые могут пойти в прибыль «Шыгысэнерготрейд», не допустят, заверили в ДКРЕМ.
Руководитель Департамента по регулированию естественных монополий по ВКО Арман Малик отметил, что для поддержания оборудования в рабочем состоянии необходимы средства, которые без повышения тарифа, найти будет непросто.
Надо понимать, что Минэнерго принимает решение о внедрении единого закупщика. Сейчас у нас есть льготный тариф, в других областях он намного больше. Вы как общественники и депутаты можете изложить свое мнение и направить запросы в профильное ведомство. Но мы не можем ответить на вопросы относительно прибыли и тарифов KEGOC – мы не уполномочены. Но все расходы «Шыгысэнерготрейд» мы проверяем и лишних денег не дадим. Тем не менее, нужно понимать, что если не следить за хозяйством, не обновлять оборудование, то завтра мы можем столкнуться с критическим износом и остановкой. На практике мы с таким уже сталкивались, — заключил Арман Малик.