• 24 ноября, 2024

Мажилис одобрил в первом чтении законопроект по вопросам ведения бизнеса

Ноя 8, 2023

Министр нацэкономики Алибек Куантыров представил основные подходы новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности.

Реформа «с чистого листа» будет реализована по двум направлениям, сообщили в пресс-службе Миннацэкономики.

В рамках реформирования системы госконтроля и надзора предусмотрен переход от наказания бизнеса к профилактике правонарушений. В целях реализации принятого Закона разработан законопроект, состоящий из 326 поправок, — сообщил глава МНЭ.

Поправки направлены на упорядочение форм контроля и надзора, регламентацию мер оперативного реагирования в сферах надзора только на законодательном уровне. К примеру, в качестве мер оперативного реагирования могут быть приостановление деятельности, изъятие опасной продукции и др.

Меры оперативного реагирования также будут применяться в 10 сферах:

  • санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан;
  • карантин растений;
  • архитектура, строительство;
  • торговое мореплавание;
  • внутренний водный транспорт;
  • охрана и использование животного мира;
  • промышленная безопасность;
  • защита, пользование лесным фондом, лесоразведение;
  • особо охраняемые природные территории;
  • использование атомной энергии.

Принятие мер оперативного реагирования позволит госорганам законодательно реагировать на правонарушителей и предотвращать наступление общественно опасных неблагоприятных происшествий (аварий, отравлений, пожаров, производственных травм, происшествий, крушений, инцидентов и др.), несущих угрозу жизни и здоровью населения, возникших по вине субъекта бизнеса, — уточнил министр.

В настоящее время госконтроль осуществляется в более 90 сферах деятельности предпринимательства. По словам Алибека Куантырова, есть ряд сфер, которые по своей специфике требуют незамедлительной реакции со стороны органа контроля и надзора.

  • соблюдение требований пользования животным миром на рыбохозяйственных водоемах;
    осуществление ветеринарно-санитарного и карантинно-фитосанитарного контроля на торговых рынках;
  • распространение информационной продукции, запрещенной для детей, лицам в возрасте до восемнадцати лет, а также порядок нахождения несовершеннолетних в развлекательных заведениях;
  • оборот гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
  • оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  • выполнение требований по безопасной эксплуатации судов;
  • государственная статистика.

Это позволит органам контроля и надзора предотвратить наступление общественно опасных последствий, упорядочить систему госконтроля, гарантировать прозрачность их проведения для предпринимательской деятельности.

Что касается контроля в отношении госорганов, то в рамках новой реформы он был выведен из-под действия Предпринимательского кодекса. Теперь предлагается регламентировать порядок проверок госорганов в следующих 10 сферах:

  • качество оказания государственных услуг;
  • в сфере соблюдения законодательства, регулирующего вопросы издания, госрегистрации и отмены нормативных правовых актов, подлежащих госрегистрации в органах юстиции;
  • развитие языков;
  • система образования;
  • гражданская оборона;
  • информационная безопасность;
  • соблюдение контроля электронного документа и электронной цифровой подписи;
  • соблюдение контроля формирования архивов;
  • защита субъектов предпринимательства;
  • государственная служба.

Это позволит не допустить нарушения при проведении таких проверок и снизить коррупционные риски.

Также предлагается на уровне закона проводить расследования в следующих сферах:

  • санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
  • использование атомной энергии;
  • защита растений;
  • электроэнергетика.

Из 10 тысяч излишних требований к бизнесу, 9 тысяч уже исключены в подзаконных актах. Оставшиеся требования (порядка 1 тысячи) исключаются в рамках Единого пула поправок, внесенного в данный законопроект по ведению бизнеса.

Единый пул включает 386 поправок в 51 законодательный акт (9 Кодексов, 42 Закона), направленных на совершенствование предпринимательской деятельности и предусматривает:

  • исключение неактуальных, устаревших и излишних требований;
  • исключение излишних административных барьеров и требований, не соответствующих базовым принципам новой регуляторной политики;
  • исключение излишних разрешительных процедур;
  • упрощение процедур переоформления разрешительных документов и разрешительных процедур.

Реализация новых подходов в регулировании предпринимательской деятельности позволит кардинально снизить нагрузку на бизнес и придать импульс развитию деловой активности в условиях новой экономической реальности, — заключил министр.

Некоторые поправки, направленные на совершенствование предпринимательской деятельности (примеры):

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ — исключается согласование специализации объекта общепита с органами СЭС (ресторан, кафе, бар, столовая). Излишняя процедура согласования.

ТРАНСПОРТ — снижение возраста и стажа работы к водителям по подкатегории «D1» (с 25 до 23 лет, стаж водителя с 5 до 3 лет). Ввиду кадрового голода в автопарках.

ОПЕРАЦИИ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ — исключается обязанность юрлиц дополнительно предоставлять учредительные документы при регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку сведения есть в информационных системах;

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ — исключается аттестат соответствия заявленным видам работ, требованиям промышленной безопасности. Так как аттестат на право таких работ выдается уполномоченным органом, который сам и проводит проверку на соответствие данным требованиям. Конфликт интересов;

ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — категории объектов общественного питания (ресторан, кафе, бар, столовая) определяются субъектами торговли самостоятельно без согласования с СЭС. Все необходимые требования по безопасности деятельности объектов общественного питания предусмотрены в СанПиНах и правилах пожарной безопасности;