Глава государства, выступая с Посланием народу Казахстана, подчеркнул стратегическую важность этой задачи.
По словам Касым-Жомарта Токаева потенциал республики в этой сфере необходимо реализовать.
В целом, Казахстан должен усилить свои позиции в качестве узлового транзитного хаба в Евразии и стать со временем полноценной транспортно-логистической державой. Динамичное развитие этой сферы – стратегическая задача. Доля транспортно-логистического сектора в структуре ВВП в течение ближайших трех лет должна достичь не менее 9% (в 2022 г. – 6,2%). Для этого принципиально важно обеспечить эффективную управляемость отраслью, — подчеркнул Токаев.
Профессор Региональной Академии менеджмента Аскат Дюсембаев отметил, что большое значение в выполнении поставленной Президентом задачи имеет возрождение судоходства.
Россия заинтересована в открытии судоходства по реке Иртыш с возрастанием экономических связей России и Китая в долгосрочном плане. Иртыш рассматривается Россией как инструмент для широкого экономического проникновения в Китай с целью расширения рынков сбыта продукции (население Китая 1.4 млрд человек), т. е. доступа к самому емкому в мире рынку. Китай рассчитывает получить доступ к быстрорастущему рынку и расширить экономические связи с Казахстаном и Россией, — отметил Асхат Дюсембаев.
Также Дюсембаев добавил, что руководство СУАР КНР заинтересовано в торговле с Казахстаном и Россией именно посредством речного судоходства.
Этот интерес продиктован тем, что перевозка грузов речными судами по-прежнему дешевле, чем автомобилем или поездом. Через Синьцзян проходят все транспортно-логистические артерии, связывающие Китай со странами Центральной Азии, Россией и Европой. СУАР является основной транзитной базой экспорта Центрально-Азиатского газа и казахстанской нефти. Грамотное использование реки вызовет бурное развитие экономики Семея, Усть-Каменогорска, Павлодара и Зайсана, — заключил Асхат Дюсембаев.