Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского представил вниманию гостей новую выставку. На сей раз — это колоритная посуда XIX-XX веков. Многие предметы — для современного поколения совершенно неизвестные, тем еще более интересные.
Наверняка, в детстве многие из нас заглядывались на великолепные серванты в домах у своих бабушек. За прозрачной стеклянной дверцей всегда стояло много ужасно интересного детскому глазу и ладошкам — яркое, блестящее, красивое. Всё это очень хотелось потрогать и использовать. Однако, взрослые часто строжились, вменяя умерить свое любопытство и бережнее относиться к заветному содержимому за дверцей.
«Секреты старого серванта» — так назвали новую выставку в музее Ф.М. Достоевского. Фарфор и фаянс прошлых столетий, затейливо исполненные мастерами, по-особенному передают атмосферу того времени.
Декоративные блюдца, граненые стаканы, сервизы для чайной церемонии — каждый предмет со своим сюжетом и своей историей.
Так например, тарелка времени французской революции и голода несет в своем рисунке целый сюжет, где кошка охотится на мышку, а человек охотится на кошку. Такие «говорящие» тарелки, несут в себе больше декоративную функцию, сюжет с изображением каждой — неповторим, и, что занятно, на обороте всегда присутствует описание, комментирующее основной рисунок.
Для хозяюшек-кулинаров отдельным удовольствием станет увидеть ручные вафельницы и миксеры XIX века. При современном многообразии выбора и функций таких предметов, невероятно интересно посмотреть, какие приспособления помогали творить гастрономические шедевры пару веков назад.
Фарфоровые изделия, которые отмечены уникальным клеймом своего завода — особая часть выставки, в частности благодаря тому, как затейливо изготовители шифровали в этом самом клейме название завода, совмещая его, словно ребус с некой картинкой, не менее говорящей о месте производства.
Особым искусством можно назвать жостовские подносы, изготовление которых — целый процесс. Специалист музея Алла Белякина подробно рассказала, почему такие подносы столь долговечны и в чем их особенность:
Работа производится в несколько этапов. Сначала кузнецы вырезают форму подноса. Потом наступает этап малёвки, когда цветовые пятна раскладываются на месте, где будут цветы. После — необходимо ждать, когда они высохнут. Потом — крупные части цветов, снова ждать, когда высохнут, следом, мелкие. Только на последнем этапе поднос покрывается лаком. Именно такой процесс обеспечивает высокое качество таких подносов, каждый из которых являются индивидуальным произведением искусства — рассказывает секреты исполнения красоты Алла Белякина.
Популярные или давно забытые — такие вещи удивляют и привлекают внимание. Оригинальные солонки и причудливые графины, старинный самовар и декоративные хрустальные туфельки, горшочки для запекания и полезнейшие примусы — каждый предмет дошёл до наших дней, сохранив свою функциональность и замечательный внешний вид.
Мы часто слышим, что не стоит откладывать вещи для особого случая. Однако, благодаря особой бережливости наших бабушек и дедушек, сегодня мы можем увидеть уникальные предметы, что несут в себе особые дух и величие истории. Вещи, которые могут напомнить нам время, когда открыть заветную дверцу — было самой важной мечтой.
Маргарита Бутина
Фото предоставлено литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского