• 24 ноября, 2024

Новый Казахстан начинается с нас

Май 25, 2023

Последние пару лет в нашей стране была продвинута идея «Новый Казахстан». Важная инициатива президента Республики Казахстан является своеобразным началом преображения, реформ в нашей стране, причем затронули они каждого из жителей нашего государства, и жители области Абай не исключение.

Особым этапом в становлении нового и справедливого Казахстана стал 2022 год. Именно тогда был проведен общенародный референдум, коснувшийся каждого из нас. Далее глава государства объявил о проведении президентских выборов, а после и парламентских. К счастью, все эти большие политические кампании прошли с определенным успехом и были весьма своевременны. Далее прошла перезагрузка государственного аппарата, в том числе Парламента и Правительства, что позволило нашей стране идти в модернизацию уже повсеместно во всех сферах.

Большую роль в этом сыграли, конечно, Послания главы государства. Для жителей Семейского региона Новый Казахстан начался еще в марте 2022 года, когда в ходе Послания Касым-Жомарт Токаев объявил о создании новой области Абай. Это поистине историческое решение для региона позволило вновь обрести новый дух к развитию, желание улучшить свой регион. Причем, подключились к этому не только местные исполнительные органы, но и предприниматели, работники бюджетной сферы, просто граждане.

Тогда глава государства сказал, что прогресс нашей страны напрямую зависит от процветания регионов.

—  На этом вопросе я подробно останавливался в Послании 2019 года. Принцип «сильные регионы – сильная страна» остается неизменным. В этой связи очень важно, чтобы административно-территориальное устройство страны было оптимальным, — сказал Касым-Жомарт Токаев. –  В целом вопрос образования новых областей волнует многих. Не секрет, что в свое время в регионах, потерявших областной статус, снизилась численность населения и ухудшилось качество жизни. Пришло время исправить эту ситуацию.

По словам главы государства, административно-территориальные изменения должны оптимизировать процесс государственного управления, упростят гражданам проезд до областного центра и обратно, будут способствовать более эффективному регулированию внутренней миграции.

—  В первую очередь, предлагаю образовать Абайскую область, центром которой станет город Семей. Знаю, что жители региона уже давно поднимают этот вопрос. Сегодня там много нерешенных проблем, к примеру, устаревшая инфраструктура. Не радует и состояние города Семей, бывшего в свое время центром движения «Алаш». Мы должны восстановить историческую справедливость и возродить этот сакральный край, подаривший нашему народу немало великих сынов, — сказал Касым-Жомарт Токаев.

Между тем, именно Послание «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» от 16 марта 2022 года подняло важные для всей страны вопросы нового строя, и не только административно-территориального. В первую очередь рассмотрены полномочия самого президента. Сверхконцентрация власти у главы государства выражалась в избыточном количестве его полномочий. Он имел право отменять или приостанавливать действие актов акимов областей, городов республиканского значения. А эта норма, по мнению президента,  способствует  укоренению излишней практики «ручного управления» и снижает самостоятельность местных исполнительных органов.

—  Такие законодательные положения нужно упразднить. Отказ от чрезмерных президентских полномочий станет важным фактором, который обеспечит необратимость политической модернизации в стране. Предлагаемые инициативы принципиально изменят «правила игры» и сформируют прочный фундамент дальнейшей демократизации нашего общества, — подчеркнул тогда в Послании Касым-Жомарт Токаев.

Не менее важным было и предложенное переформатирование представительной ветви власти.

— Стране нужна сильная представительная власть, в которой ответственные депутаты, обладающие мандатом доверия народа, будут играть активную роль в государственном строительстве, — сказал глава государства, предлагая пересмотреть порядок формирования и ряд функций Сената. — Согласно Конституции, Сенат имеет право принимать или не принимать одобренные Мажилисом законопроекты. То есть у Мажилиса фактически отсутствует возможность преодоления возражений верхней палаты. Для формирования более сбалансированной парламентской системы необходимо пересмотреть эту практику. Считаю целесообразным ввести норму, предполагающую право Сената только одобрять или не одобрять законы, уже принятые Мажилисом. Следовательно, именно Мажилис наделяется правом принимать законы. Полномочия Сената, в свою очередь, следует дополнить правом согласования кандидатур на посты председателей Конституционного совета и Высшего судебного совета. Это новшество серьезно укрепит механизмы сдержек и противовесов в политической системе. И заметно упростит законотворческую процедуру. Наряду с этим будет расширен и функционал Мажилиса.

Рассмотрены и полномочия маслихатов, президент предложил назначать акимов областей и городов республиканского значения с учетом результатов рассмотрения в маслихатах. По сути, речь шла о косвенных выборах руководителей регионов. В то же время за главой государства должно было сохраниться право освобождения от должностей руководителей регионов без консультаций с маслихатами.

Все представленные новации по переформатированию представительной ветви власти направлены на созидание Нового Казахстана с сильной парламентской культурой и влиятельными народными избранниками. Отрадно, что по прошествии года, все это мы можем наблюдать воочию, это значит задачи, поставленные в рамках Послания по переформированию политической системы нашего государства проходят успешно.  Ведь ключевая цель политической модернизации страны – повышение роли граждан в управлении государством, в том числе через электоральные процессы. К слову избирательная система тоже прошла свою реформу. В этот раз депутатский корпус мажилиса формировался по схеме – 70% на пропорциональной основе и 30% – на мажоритарной. Кроме того, смешанная модель внедрена на выборах маслихатов областей и городов республиканского значения.

Еще одним важным изменением, которое присуще Новому Казахстану стало усиление правозащитных институтов. Теперь, у нас есть Конституционный суд, интересы граждан защищает Уполномоченный по правам человека, работает «Ұлттық құрылтай» — национальный курултай.  

Говоря о Новом Казахстане, глава государства назвал эту идею образом будущего нашей суверенной страны. Подводя итоги по выполнению задач, поставленных президентом в рамках Послания «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации», сегодня мы с уверенностью можем сказать, что будущее стало к нам ближе.

Нурай БАЙТОРИНА