Развитие судоходства, строительство ТЭЦ и железных дорог, расширение аэропорта, новые проекты в агропромышленном комплексе — эти и другие аспекты реализации потенциала области Абай для международного сотрудничества отметил Нурлан Уранхаев, выступая с докладом на Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России.
Приграничное сотрудничество — один из драйверов экономики области. На него приходится внушительная часть всего товарооборота, и мы готовы активно развивать наше сотрудничество, отметил в выступлении глава региона. Как показывает статистика, за период с января по сентябрь текущего года практически 95% или 500 млн долларов США общего товарооборота нашей области обеспечивается благодаря приграничной торговле с регионами Российской Федерации.
Успешным примером делового сотрудничества Нурлан Уранхаев назвал реализацию крупных промышленных инвестиционных проектов с участием российского капитала на территории области — это АО «Polymetal», объем вложенных ими инвестиций уже достиг 200 млрд тенге. Группа «Русская Медная Компания» планирует реализовать проект строительства горно-обогатительного комбината и промышленную разработку медного месторождения Айдарлы общей стоимостью 570 млрд тенге. Также российские партнеры участвуют в развитии машиностроения. На территории области реализуется проект по производству компонентов для транспортных средств марки ГАЗ на базе предприятия СемАЗ с привлечением инвестиций на сумму 11 млрд тенге.
— Важный аспект межрегионального сотрудничества сфера энергетики, которая традиционно является ключевым сектором экономик обоих государств. Нами начата работа по проекту строительства новой ТЭЦ в г.Семей мощностью 1 200 Гкал. Учитывая огромный потенциал и накопленные компетенции российских энергетиков, выражаем готовность обсудить их участие в реализации проекта, — отметил аким области Абай. — Сильная сторона нашей области – это ее выгодное географическое расположение между двумя крупнейшими торговыми партнерами нашей страны, Китаем и Россией. С уверенностью можно констатировать, что транзитно-транспортная инфраструктура нашей области в будущем станет одним из связующих звеньев международных транспортных коридоров.
Только по итогам 10 месяцев этого года грузооборот между Казахстаном и Россией по территории области Абай составил 2,8 млн тонн. Кроме того, транзитные потоки груза из Китая идут в Россию большей частью через нашу область. А пассажиропоток в направлении российских регионов и обратно составил без малого 400 тыс. человек.
Учитывая динамику перевозок, весьма перспективным видится реализация проекта строительства железнодорожного участка «Аягоз – Бахты — граница Китая» протяженностью 270 км. Проект предусматривает строительство сопутствующей инфраструктуры, в том числе «сухого порта», при непосредственном участии казахстанских и российских железных дорог. По завершении проекта и открытия 3-го ж/д перехода с Китайской Народной Республикой, инфраструктурные мощности увеличатся на 20 млн тонн грузов в год.
Также в процессе проработки проект дальнейшего развития и расширения пропускной способности аэропорта города Семей и возвращения ему статуса узловой воздушной гавани, которым он обладал ранее.
— Особо хочу остановиться на вопросе развития судоходства между нашими странами. Заглядывая в историю, в 70-80-е годы прошлого века по реке Иртыш внутренний водный транспорт обеспечивал перевозку до 9 млн тонн грузов в год. Основной сдерживающий фактор развития речных грузовых перевозок — отсутствие соответствующей глубины и габарита для судового хода. Поэтому полагаем необходимым проведение совместных дноуглубительных работ на реке Иртыш. Решение этих вопросов повлияет на кратное увеличение грузо- и пассажиропотока между нашими странами, окажет положительный эффект на развитие регионов Казахстана и России, а для области Абай даст возможность стать значимым транспортным хабом и связующим мостом между Азией и Европой. Кроме того, все эти меры придадут дальнейший импульс развитию мегапроекта «Один пояс, один путь» и коридора «Север – Юг».