Такая перспектива развития для города, в котором работают республиканские научные центры и исследовательские институты, вполне осязаема. Это даст мощный толчок для развития не только самого Курчатова, но и всей казахстанской науки.
Стоит отметить, что Курчатов — единственный моногород в республике, в котором сосредоточено столько научных организаций. Помимо всего прочего, Курчатов является административным центром бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона. Город, по сути — большая естественная радиоэкологическая лаборатория. Об успехах учёных на этом поприще ОВ неоднократно писал, с материалами можно ознакомиться по этой ссылке.
Серьёзные проблемы при помощи науки решают, к примеру в Парке ядерных технологий. Здесь производится порядка 50 наименований медицинских изделий. Но занимается парк не только медициной, но и помогает сельскому хозяйству.
— Перед нами — казахстанская продукция. Это медицинские изделия, к примеру, шприц-пробирка для забора крови. Камера в режиме онлайн показывает обработку медицинских изделий пучком электронов. Мощность в пучке — до 50 кВт. Это позволяет нам без разгерметизации, в заводской упаковке, обрабатывать медицинские изделия. Суть обработки в том, что пучок электронов и тормозное рентгеновское излучение проходит сквозь коробку и разрушает ДНК патогенных организмов, стерилизуя изделия — рассказал председатель правления парка Александр Борисенко.
Между тем, благодаря научным и техническим достижениям, объёмы обработки действительно впечатляющи.
— Широкий ассортимент медицинских изделий — около 50 наименований. Здесть есть филиала павлодарской компании «Нерусар». Производительность обрабатывающей установки — 50 кубометров в день, это, примерно, объём фургона с прицепом. Приблизительно, это до миллиона шприцов, — подчеркнул Борисенко.
На помощь крестьянским хозяйствам в борьбе с засолением почвы и недостатком влаги для полива снова приходит наука — в парке производят специальный гидрогель, который может существенно помочь фермерам из засушливых регионов.
— Также производим влагопоглощающие гидрогели сельхозназначения. Гели удерживают влагу в почве. Сейчас начинаем апробацию продукции в разных хозяйствах. Порошок размещается в почву вместе с семенами и во время паводка связывает всю влагу, не позволяя ей уходить или испаряться. Один мешок порошка свяжет полную автоцистерну с водой. Подобную технологию уже давно используют аграрии Запада, — добавил Борисенко.
Благодаря гидрогелю, полив можно сократить почти впятеро. Никакого негативного эффекта на сами посадки гидрогель не оказывает.
Начальник лаборатории Института атомной энергии НЯЦ РК Руслан Иркимбеков — семейчанин, в Курчатове живёт с 2004 года. Можно сказать, что он воочию наблюдал (и сам приложил руку) за поступательным развитием вероятного будущего единственного наукограда страны.
— У нас тут два действующих реактора. Один из них мы переводим на низкообогащённое топливо в рамках международных программ. На втором реакторе мы проводим эксперименты по обоснованию безопасности реакторов нового поколения 3+ и 4. В принципе, город развивается, но пока не с теми темпами, которыми хотелось бы. Но перспективы есть, — считает Руслан Иркимбеков.
Дальнейшее развитие Курчатова как наукограда может быть связано с развитием перспективных и экологически чистых энергетических технологий. Особенно значимым (а может и решающим) фактором в принятии решения может стать возможное строительство в Курчатове ещё одной АЭС. Об этом ОВ также писал ранее.
Фактически город уже сейчас является республиканским научным центром развития передовых технологий, в том числе термоядерной и водородной энергетики. Большое значение имеют исследования радиоэкологического направления.
Больше двух лет назад в Курчатове сотрудники Национального ядерного центра запустили токамак — тороидальную камеру с магнитными катушками. Между прочим, действующих токамаков в мире всего 10, а курчатовский — самый передовой и уникальный. И самый бюджетный — он обошёлся стране всего в 7,4 млрд тенге. Курчатовский токамак — экспериментальная термоядерная установка для исследований и испытаний материалов в режимах энергетических нагрузок будущих энергетических термоядерных реакторов. Этот опыт может быть как нельзя кстати при возможном строительстве АЭС в городе.
Сложно отрицать, что возможное получение статуса наукограда благотворно скажется на жизни всего города — это совершенно иные инвестиции, совершенно другие кадры. Наукоград станет точкой притяжения как для молодых, так и для опытных учёных, которые вплотную занимаются проблемами ядерной энергетики. Венцом города, его полноценной гордостью может стать и возможная будущая АЭС.
По мнению директора Национального ядерного центра Эрлана Батырбекова, у Курчатова есть всё необходимое для того, чтобы стать успешным наукоградом и встать в один ряд с известнейшими и крупнейшими технополисами мира.
— Практика создания наукоградов применяется на международном уровне давно и успешно. К примеру, в России работают 12 подобных городов, например Дубна и Кольцово. Существуют также технополисы в Западной Европе и в США, как, к примеру, Кремниевая долина. На сегодня Курчатов, в основном, занимается наукой, градообразующим предприятием является НЯЦ, созданный на базе военно-промышленного комплекса, который оставался на момент закрытия СИЯП. Стоит отметить, что у нас самая крупная экспериментальная база в Казахстане — уникальные установки, токамак, крупнейшая в мире научная лаборатория, которой мы считаем территорию самого СИЯП. Курчатов имеет ряд социально-экономических проблем, характерных для малых городов, расположенных вдалеке от центров экономической, социальной и культурной жизни страны. Тем не менее, получение статуса наукограда придаст новый импульс развитию Курчатова, — подчеркнул Эрлан Батырбеков.
Национальный ядерный центр провёл большую работу по обеспечению безопасности земель бывшего СИЯП. Это — поистине бесценный опыт не только для Казахстана, но и всего мирового сообщества. Нельзя исключать также и тот факт, что многие годы НЯЦ работает над поддержкой международного Договора о полном запрещении ядерных испытаний. Эта работа является ещё одной вехой на пути к мирному атому во всём мире. Таким образом, НЯЦ не только проводит огромную работу на благо науки, но и является драйвером экономики целого города. При соответствующих вложениях и инвестициях, этот показатель может стать ещё более мощным и важным.
Наукоград не может существовать и полноценно функционировать без социальной поддержки учёных. Этим в НЯЦ также озабочены и этой проблеме уделяется пристальное внимание.
Так какие же меры необходимо принять, чтобы Курчатов стал полноценным наукоградом (на примере российских Сколково или Иннополиса)?
- Создание законодательной базы для функционирования наукоградов в РК;
- Разработка стратегии и целевой программы развития города;
- Бюджетные средства на реализацию стратегии и дополнительно финансирование на поддержание различных сфер жизни города;
- Реализация мер социальной поддержки молодых специалистов и учёных.
Что ждёт Курчатов после получения статуса наукограда?
Во-первых, конечно же, огромная польза как для республиканского, так и международного сообщества. Инициативы будут реализовываться быстрее и эффективнее. Кроме того, значительно вырастет статус учёного, молодёжь больше не будет видеть в занятии наукой нечто бесприбыльное и малоинтересное.
Снизится отток кадров («утечка мозгов» — одна из наиболее острых и обсуждаемых тем в Казахстане), а доверие населения к перспективным энергетическим проектам существенно возрастёт.
Так или иначе, но наукоград Курчатов вполне может появиться на карте современного Нового Казахстана. Необходимые знания и мощности у города есть, дело остаётся за малым.