В Семее общественный транспорт начал работать по новому графику до позднего вечера. Однако работники автопарков восприняли увеличение рабочего дня, мягко говоря, без восторга. И жалобы от горожан на невозможность уехать в вечернее время не прекратились. Выполняя свое обещание контролировать ситуацию, аким Семея Ермак Салимов вновь отправился вечером рабочего дня в рейд, чтобы лично проверить, есть ли улучшения в работе автобусов.
Уехать вечером на автобусе для семейчан всегда было чем-то вроде лотереи — повезет или не повезет. Но если до последнего времени на это можно было не рассчитывать уже после 19.00, то сейчас многие автобусы ездят и после 21.00, а у некоторых сход по графику и вовсе в 22.30.
Но вот как соблюдается этот новый график и окончательный ли он? Ведь нужно учитывать интересы не только пассажиров, но и работников автопарков — кондукторов и водителей, рабочий день которых начинается в 5-6 утра и заканчивается поздним вечером. Ведь усталый и нервный водитель за рулем — источник опасности для тех же пассажиров.
— Конечно, перевозчики отнеслись не слишком благосклонно к увеличению времени работы, — рассказал аким Семея Ермак Салимов. — Первоначально мы хотели установить график работы до 23.00, последние две недели отработали его — говорят, что никто не ездит. Поэтому по итогам сегодняшнего рейда мы думаем установить окончание работы общественного транспорта в 22.00. И перевозчики с этим соглашаются, что есть резон.
Как же найти этот баланс интересов между теми, кто возит и теми, кого возят? Как можно рассчитывать на нормальное отношение от человека, который встал на работу в 5 утра и знает, что домой попадет только в 11 вечера? Казалось бы, идеальным решением станет разделение рабочего дня на две смены — в соответствии с Трудовым кодексом РК.
Ермак Салимов согласился с предложением направить специалистов по трудовым отношениям в автопарки для того, чтобы они посмотрели, как соблюдаются трудовые права работников. Но тут же возник вопрос — а согласятся ли сами водители и кондукторы так работать, ведь тогда вместе с рабочими часами они ощутимо потеряют в заработной плате.
Первый же кондуктор, которой задали этот вопрос, просто не нашлась с ответом. Заметно вымотанная, она даже представить не смогла, что можно работать не 15 часов, а нормальные 8-9.
— Конечно, тяжело работать 15-часовой рабочий день, — говорит кондуктор Оксана. — Но мы люди подневольные, нам как скажут, так и работаем. А в две смены — я даже представить не могу, как так может быть.
Были и другие более эмоциональные выступления за эти две недели от работников автопарков — некоторые даже грозились устроить забастовку и просто не выходить на линию после дежурных автобусов.
А вот что касается соблюдения графика работы и скоростного режима автобусов — здесь уже никаких компромиссов не будет. Центр управления пассажирскими перевозками видит и фиксирует все нарушения, собирает и раз в неделю отправляет данные в те госорганы, которые имеют право штрафовать как водителей, так и перевозчиков — Местную полицейскую службу и Управление охраны общественного здоровья (СЭС).
За то время (с 20.30 до почти 22.00), которое аким и рабочая группа вместе с журналистами провели на остановке «Железнодорожный вокзал», сразу несколько автобусов приехали с опережением графика примерно на 10 минут, тогда как допускается отклонение только на 5 минут. Это значит, что водитель где-то превысил скорость, а кто-то просто не успел на автобус, уехавший раньше времени. Это были в основном так называемые «китайцы» — автобусы среднего класса. Автобусы большого класса №11, 13 график соблюдали. Лучше всего в этот вечер ездили автобусы по маршруту №22.
А вот маршрут №29 в этот вечер на остановке мы так и не дождались. Проверив его местонахождение по приложению Infobus, специалисты ЦУПП отметили, что все машины уже сошли с линии, хотя по графику должны были еще ездить. На работу этого маршрута жители жалуются постоянно, рассказала Людмила Бдоян, жительница улицы Омская. Это единственный маршрут, который ездит к ним, тем не менее в утренние и вечерние часы часто дождаться его невозможно и приходится ехать на такси. В автопарке уже просто отмахиваются от меня, говорит женщина, отвечают, то водитель заболел, то сломался автобус и так каждый день. Также Людмила Бдоян попросила перенести остановку, расположенную на Дальней в очень неудобном месте и сделать пешеходный переход, чтобы люди могли спокойно переходить дорогу, ведь, по ее словам, в этом месте уже случалось несколько наездов на детей.
Начальник отдела ПТ и АД Сериккали Жуманов по поручению акима пообещал решить эти вопросы, а также рассказал, что планируется вернуть маршрут №24, который будет работать по прежним улицам.
Наталья Перцева