Сегодня мы наблюдаем, как разрушается некогда хороший, построенный 57 лет назад автогужевой мост. Но знаем ли мы историю его строительства? Как связали два берега Иртыша в Семипалатинске для пешего и автомобильного сообщения — в нашем материале.
Вопрос о постройке постоянного моста через реку Иртыш возник давно, ещё в дореволюционное время, но более плотно к его решению подошли в 30-х годах ХХ века.
По заданию Семипалатинского Горкомхоза, Московским трестом «Комдортрасстрой» были произведены изыскания и в 1937 составлен эскизный проект моста. Мост был запроектирован по четырём трассам. Первоначально была одобрена трасса №4 (на расстоянии 200 м. от уже существующего железнодорожного моста), впоследствии Совнаркомом КССР была принята трасса №1 по варианту №1 (железо-бетонному) в 700 м. выше железнодорожного моста, против улицы Молотова (Интернациональная).
Эскизный проект моста, разработанный «Комдортрансстроем», был утверждён СНК КССР в 1938; в 1940 было намечено приступить к строительству моста, но затем вопрос этот был отложен по понятным причинам и к нему удалось вернуться только в 1950.
Утверждённый СНК КССР проект постоянного железобетонного моста имел протяжение 905 метров при двух судоходных пролётах (104 и 159), ширина моста — 20 м, в том числе: средняя двухпутная трамвайная полоса — 6,5 м., тротуары — 6 м. Мост выходил на правой стороне против улицы Молотова и на левом берегу против улицы 1-го Мая, оба берега в этом места высокие. Мост имел 10 пролётов, часть моста проходила по островам, мост был запроектирован с закруглением в середине (на 20 град.).
В июле этого же года архитектурно-строительная комиссия при областном отделе строительства и архитектуры на своём заседании заслушала «Архитектурно-планировочное задание на строительство моста через Иртыш в Семипалатинске»:
1. Общая часть.
Город Семипалатинск расположен по обе стороны реки Иртыша. В правобережной части находится основная, исторически сложившаяся часть города, в которой проживает 70% населения. В левобережной части города расположены основные промышленные предприятия: там же находятся и резервные территории для будущего развития промышленности. Семипалатинская область также делится на 2 части, причём эти части нигде не соединяются мостами.
Строительство коммунального моста через реку Иртыш намечается для объединения обеих частей города в одно целое. Будущий коммунальный мост является основной магистралью, по которой пойдут все людские и грузовые потоки, связывающие обе части города и области. По этой магистрали рабочие и служащие, живущие на правом берегу, будут ездить на работу на фабрики и заводы, расположенные в левобережной части города. Наличие этого моста будет способствовать быстрому росту промышленности левого берега, испытывающей сейчас недостаток в рабочей силе, при значительном количестве незанятого населения в правобережной части города. В настоящее время людские и грузовые потоки достигают весьма значительных размеров и идут летом по паромам, по понтонному мосту, путём переправы на моторных лодках, а зимой по льду. Однако все эти средства сообщения не обеспечивают потребностей города, промышленности и области. А в периоды ледохода, паводков и ледостава, а также при таянии льда зимой от горячей воды, опускаемой в большом количестве ТЭЦ Мясокомбината, т.е. в течение до 7 месяцев в году, эти пути сообщения полностью прекращаются.
2. Размещение моста. Строительство коммунального моста намечается по оси Комсомольского проспекта, расширяемого до 45 м. и по оси улицы Пятилетки, расширяемой до 45 м. А настоящее время Комсомольский проспект имеет ширину 25 м, расширение намечено за счёт левой стороны по ходу от Иртыша.
3. Подходы к мосту. Подходы к мосту на левом и на правом берегу по возможности не должны разрезать улицы города насыпями. При наличии высоких подходов, на пересекаемых улицах устроить проезды под подходами, достаточные для пропуска двухстороннего движения городского транспорта и переходов.
4. Примыкание набережных. Разработать примыкание моста и подходов моста к набережным и к прибрежным улицам на обоих берегах. Разработать также проекты примыкающих частей набережных и лестниц, соединяющих набережные и улицы с подходами моста.
5. Габариты. Следует учесть, на строительство моста будут затрачены значительные средства, и что мост строится в расчёте его эксплуатации примерно на 100 лет.
6. Конструкции материал и тип моста. Конструкции и материал моста (железо-бетон, металл, камень) определится проектирующей организацией из условий экономики, наибольшей долговечности и простоты эксплуатации.
7. Прокладка канализационных коллекторов. В правобережной части города невозможно разместить очистные сооружения или иные устройства для приёма сточных вод городской канализации. Поэтому проектом предусматривается переброска сточных вод канализации правого берега через Иртыш в левобережную часть города.
8. Прокладка высоковольтных, низковольтных и слаботочных кабелей.
9. Архитектурное решение. При решении архитектурного облика моста, подходов и набережных следует учитывать, что это городские сооружения, располагаемые в центральной части города.
Проектом предусмотреть освещение и асфальтирование подходов, примыкающих набережных и моста.
10. Проектом предусмотреть перенос и снос существующих строений на подходах к мосту и на строительной площадке с последующим благоустройством всей этой территории.
Строительство моста было решено завершить как можно скорее. Уже на 3 квартал 1959 года был открыт кредит на 200 тыс. руб., а в сентябре прибыли рабочие, которые были размещены в Доме крестьянина.
Ускоренные темпы строительства позволили уже в начале февраля 1960 года освоить полностью средства в сумме 2400 тыс.руб., выделенные на первый квартал, поэтому решением Горисполкома на эти цели, передвинув со второго квартала, было финансировано дополнительно 1400 тыс.руб. На 1 января 1963 года капвложения составили 3,5 млн рублей, а в 1963 году должны были вложить ещё 2 млн рублей.
Благодаря усилиям строителей и помощи городских организаций в 1964 году коллектив мостопоезда на два года раньше срока закончил строительство автомобильно-пешеходного моста. В связи с открытием моста, с 20 сентября этого же года было отменено движение пригородных поездов, связывающих обе части города.
По материалам книги Виктора Кашляка “Семипалатинские арабески”, том I