• 23 ноября, 2024

Кто и зачем объявил информационную войну руководству ВКО?

Июн 3, 2021

Второй месяц подряд группа предпринимателей из Восточного Казахстана ведет на системной основе информационную войну против руководства и лично акима Восточно-Казахстанской области, обвиняя их в злоупотреблении служебными полномочиями, многочисленных нарушениях законодательства о госзакупках и лоббировании личных интересов. Ситуация обостряется с каждым днем, из цивилизованного противостояния перерастая в настоящие бои без правил, пишет 365info.kz.

В жесткую оппозицию акиму ушли руководители компаний, регулярно выигрывавших тендеры, получавших колоссальную финансовую поддержку от государства и вплоть до весны текущего года ни разу не озвучивавших никаких претензий в адрес главы региона. В их числе первые руководители и учредители

  • ТОО «Зеленстрой Семей»
  • ТОО «Гордорстрой»
  • ТОО «ПК ЦЗС»
  • ТОО «UNIT ENERGY INVESTMENT»
  • ТОО «Металлист»

и еще десятка других компаний, а также, конечно же, печально известного на всю страну ТОО «Semey Bus». Именно ситуация, складывающаяся вокруг ТОО «Semey Bus», и стала той самой точкой невозврата, которая развела по разные стороны баррикад местное бизнес-сообщество и региональную власть.

Что случилось с «Semey Bus»?

Здесь стоит пояснить, что несколько лет назад акимат г. Семей и частный инвестор в рамках проекта по обновлению городского общественного транспорта учредили ТОО «Semey Bus» с долей участия государства в 49 процентов.

По линии АО «БРК-Лизинг» (ныне АО «Фонд развития промышленности») компания приобрела за 4,1 млрд тенге в лизинг 170 новеньких автобусов, которые тут же вышли на улицы города. Казалось, жизненно важная для Семея транспортная проблема была наконец решена. Но как выяснилось позднее, несмотря на то, что государство приняло дополнительные меры по повышению рентабельности проекта, внеся единовременно 633 миллиона тенге для снижения нагрузки на бизнес, что сразу же удешевило стоимость приобретенной в лизинг техники до 3,5 млрд тенге, а также взяло на себя обязательства по субсидированию социально-значимых маршрутов в случае их низкой рентабельности, неэффективный менеджмент ТОО  в рекордно короткие сроки довел компанию до разорения.

В апреле АО «Фонд развития промышленности» объявил «Semey Bus» дефолт – сумма задолженности по кредитным обязательствам превысила 1,1 миллиард тенге. Кроме того, свыше 850 миллионов составили долги ТОО по налогам, социальным отчисления, ГСМ и оборудованию.

Акимат г. Семей, не видя поводов искусственно продлевать агонию «Semey Bus», продолжая и дальше тратить бюджетные деньги на бесперспективный проект, расторг с компанией договорные обязательства.

В свою очередь ТОО «Semey Bus», пытаясь прикрыться карантинными ограничениями, всячески пытается перевести стрелки на акимат, обвиняя в своем критическом положении госслужащих, якобы незаконно отказавшим автопарку в предоставлении государственных субсидий. Аргументация на первый взгляд выглядит более чем убедительной, ведь с соответствующим иском к акимату компания в конце апреля обратилась в суд. Но при детальном изучении вопроса у озвученных ТОО «Semey Bus» доводов можно разглядеть двойное дно.

Убытки «Semey Bus»

Во-первых, как выясняется, пандемия, конечно, принесла автопарку серьезные убытки, но на самом деле копить их ТОО «Semey Bus» стал задолго до ее начала. Как следует из поданного АО «Фонд развития промышленности» судебного иска в отношении возврата автобусов от «Semey Bus», еще в апреле 2019 года, за месяц до погашения первого лизингового платежа, компания ходатайствовала о пересмотре сроков оплаты и установлении льготного периода по погашению основного долга и вознаграждения.

«23.12.2019 года лизингополучатель осуществил погашение лизингового платежа в размере 70 миллионов тенге. С 21.01.2020 года лизингополучатель находится на просрочке и до 22.09.2020 года погасил частично сумму долга, не превышающую 12,1 миллионов тенге», — говорится в тексте искового заявления.

Вместе с тем средства у ТОО «Semey Bus» были, но уходили они не на погашение кредитных обязательств, а на совсем иные цели. Как следует из аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия, деньги уходили на аренду автомобиля бизнес класса, приобретение мебели и оборудования, выплату премий для сотрудников.

Во-вторых, акимат г. Семей в выплате субсидий ТОО «Semey Bus» не отказывал, а советовал компании умерить неуемные аппетиты. С учетом того, что в 2020 году город для покрытия убытков перевозчиков, связанных с льготным проездом детей из малообеспеченных и многодетных семей получил из областного бюджета всего 140 миллионов тенге (на этот год сумма выросла до 500 миллионов), требование ТОО «Semey Bus выделить ему годовую субсидию в размере стоимости проекта – 3,5 миллиардов тенге, мягко говоря, выглядело как минимум странным и однозначно невыполнимым.

Как поясняли руководители Семея, впервые свои условия компания озвучила в марте 2020 года, а уже в феврале следующего года потребовала точно такой же размер субсидирования на текущий год. И на этом не остановилась, уже в марте потребовав 7,4 миллиарда на два ближайших года!

«Свой» бизнес

Не желая идти на компромиссы и искать пути выхода из кризиса, частный инвестор ТОО «Semey Bus» в лице Серикжана Айкельева занял позицию жесткого клинча по отношению как к городским властям, так и к руководству области в целом, спровоцировав тем самым настоящую информационную войну, которая до сих пор сотрясает регион.

От их имени в адрес президента и Елбасы отправляются требования провести комплексную проверку деятельности Даниала Ахметова на посту акима ВКО, обвиняя его в частности в том, что «… с назначением Ахметова Д. К. на пост акима области все государственные закупки распределяются только среди узкого круга «доверенных фирм», в результате чего в регионе сформировалась «закрытая каста «приближенных» бизнесменов, которые крепко присосались к государственному бюджету».

Прозвучавшие в адрес акима ВКО обвинения, как и следовало ожидать, получили широкий общественный резонанс, хотя на поверку оказались фальшивыми. Поскольку если такая каста, создание которой приписывают акиму, и существует на самом деле, то компании Серикжана Айкельева и аффилированные с ним ТОО занимают в ней самые привилегированные позиции. Только шесть из них за последние пять лет заключили с госорганами договоров на сумму в 29,3 миллиарда и тенге! И лидирует среди них с суммой в 12,5 миллиардов тенге ТОО «Гордострой» — … по некоторым данным, принадлежащее матери Айкельева!

Для убедительности стоит привести и другие факты. Так, с ТОО, принадлежащим матери супруги Серикжана Айкельева «Семей жолдары» в период с 2016 по 2019 год было заключено договоров на сумму 4,2 миллиарда тенге. Фирмы его близких бизнес-партнеров, поддержавших Айкельева в развязанной против руководства области войне, также были не обделены. Сумма договорных обязательств ТОО «ОЗОН-93» за 5 лет составила 384,5 миллионов тенге, ТОО «Зеленстрой Семей» — 12,3 миллиарда…

Информационная война

Вместе с тем стоит отметить, что против Даниала Ахметова ведется не только открытая информационная война, в которой активно участвует Серикжан Айкельев. Параллельно к атакам на акима подключились и бойцы невидимого фронта, оперирующие откровенными фейками и грязными оскорблениями.

На систематической основе на анонимных пабликах в Инстаграм (@elephantprod, @semey_zhaloby2, @xaxa_semey, @bigbro_semey, @nevkusnyi_semeyа), а также через фейковые аккаунты в других социальных сетях в отношении главы ВКО распространяется унижающий честь и достоинство контент. Являются ли эти две линии борьбы звеньями одной цепи, доподлинно неизвестно.

Впрочем, возможно, уже совсем скоро все тайное станет явным — информационной атакой на руководство ВКО заинтересовался общественный фонд «Ар-Бедел», специализирующийся на защите чести, достоинства граждан в информационном пространстве и противодействии кибербуллингу. Сейчас его сотрудники тщательно разбираются во всех аспектах этой громкой истории и уже в ближайшее время готовы поделиться своими выводами…

Юлия Кисткина 

Мнение автора может не совпадать с редакционной политикой издания ИА «Объектив Восток». Информационное агентство не несет ответственности за достоверность фактов, указанных в статье.