Корень всех зол — отсутствие финансирования. Вопрос с субсидированием повис в воздухе. Запасные части для автобусов в Казахстане не производят, их приходится заказывать за границей и подолгу ждать прибытия. Есть на предприятиях и кадровые проблемы.
Производственная комиссия городского маслихата в рамках подготовки к предстоящей очередной сессии встретилась с руководством автобусных парков города с тем, чтобы обсудить сложившуюся вокруг общественного транспорта ситуацию. Ситуация, как известно, крайне печальна: у автопарков нет денег, растут долги, а с ними и недовольство горожан. На грядущей сессии гормаслихата вопрос работы общественного транспорта рассмотрят.
По словам директора ТОО «Semey bus» Болата Клышбекова очень большая проблема — это ремонт автобусов. Запчасти приходится доставлять из-за рубежа, поскольку в Казахстане и в Семее в частности их не производят, а денег у предприятия попросту нет.
— Самая основная проблема сейчас — это ремонт. У нас в основном не хватает средств. Подход к машинам сейчас по остаточному принципу, поскольку в первую очередь выплачивается заработная плата, затем соцвыплаты. Если мы не будем делать ремонт — у нас не будет ни первых, ни вторых выплат. Сейчас из 170 машин на «приколе» стоит 78. С каждым днём сход машин с маршрутов учащается. Каждый день каждая машина проходит от 300 до 350 километров, в месяц это выходит порядка 8-10 тысяч километров. Замена масла и фильтров должна производиться раз в месяц. Если заменить эти расходники на всех машинах сразу, в месяц будет уходить от 5 до 6 миллионов. Вот и получается — если я буду тратиться только на техническое обслуживание, где мне взять средства на всё остальное? — посетовал Болат Клышбеков.
По словам директора, долг предприятия по выплате кредитов перевалил уже за миллиард тенге.
— Самый большой долг предприятия — платежи по кредиту. Задолженность там составляет уже 1,3 миллиарда тенге. Средняя зарплата водителей составляет порядка 220 тысяч тенге. Из-за нехватки водителей, однако, некоторые зарабатывают больше, за счёт увеличения количества смен. Есть проблема с запчастями для автобусов — мы можем приобрести их только за рубежом. АО «БРК-Лизинг» буквально недавно выслали мне письмо о том, что они уже готовятся к тому, чтобы признать предприятие банкротом. Люди возмущены работой предприятия и, я считаю, обоснованно. Во всех городах пассажирские перевозки субсидируются, почему к нам такое отношение, я не понимаю. Если маршрут признан социально-значимым, значит он априори является убыточным и должен субсидироваться, — подчеркнул Болат Клышбеков.
Депутаты внесли директору предприятия предложение: задокументировать все претензии с тем, чтобы изучить вопрос и решать проблемы предметно.
— Проблемы есть, их немало и каждый день появляются новые. Есть проблема с тем, что не все графики составлены корректно. Подстроиться под каждого жителя, однако, нельзя. В изначальном соглашении было написано, что первый этап модернизации это закуп новых машин, затем электронное билетирование, что тоже было сделано. Следующим этапом должно было стать субсидирование, но до сих пор ничего не изменилось, — сообщил Болат Клышбеков.
Проблемы есть и у ТОО «Таксомоторный парк» и практически те же — нет денег, нет запчастей казахстанского производства. Доставлять китайские запчасти накладно и долго — едва успевают прийти детали и завершиться ремонт, как ломается другой автобус.
— Сейчас у нас в парке китайские автобусы малого класса DONG FENG. Запчасти на них в Казахстане не производят, их нужно доставлять из Китая. С транспортировкой запчастей очень большие проблемы: мы заказываем их и подолгу ждём. При хорошем раскладе проходит 2 месяца от заказа до ремонта. Взять большую партию запчастей мы тоже не можем — не хватает денег. Только мы отремонтировали один автобус, успевает сломаться второй. Кроме того, есть нехватка кадров. Сейчас чтобы получить категорию D необходимо получить сначала категорию D1 и водительский стаж. Как итог — молодёжи среди водителей нет, — сообщил директор «Таксопарка» Нуржан Даниялов.
Наталья Перцева, Динмухамед Бейсембаев