Художник, заслуженный деятель искусства РК, ветеран Великой Отечественной войны работал с литографиями и линогравюрами и является самым знаковым представителем казахстанской графики.
В собрании музея имени семьи Невзоровых хранятся работы одного из ярких представителей советской казахстанской графики, заслуженного деятеля искусства Казахстана, участника ВОВ — Константина Яковлевича Баранова (1910-1985). Более ста работ были подарены музею Лягаевой М.И., вдовой художника. Среди них листы, представляющие почти все десятилетия его творческой деятельности, выполненные в традиционных для художника техниках: линогравюра и литография.
Родился художник в селе Большое Козино Нижегородской губернии. Художественное образование получил в Иркутском художественном училище, директором и преподавателем которого был И.Л. Копылов, оказавший влияние на будущего художника. По совету учителя Баранов серьезно изучал прикладное искусство народностей Сибири и Севера. С этой целью во время летних каникул 1929 года Баранов совершает свое первое большое путешествие по сибирской реке Оби, до самой Обской губы – туда и обратно. Многочисленные зарисовки в альбоме, сделанные во время длительных остановок в пути, внесут в его последующие работы на темы северного края свежесть живых, непосредственных наблюдений художника.
К окончанию срока учебы Константина Баранова все больше увлекает работа художника-иллюстратора, оформителя книги, это и стало его специализацией. После окончания училища Баранов переезжает в Новосибирск, так как этот город все больше принимал статус крупнейшего центра науки и культуры всей Западной Сибири. В судьбе Константина Яковлевича приняли участие новосибирские художники, при их содействии он стал сотрудничать в молодежном журнале «Товарищ», после чего его пригласили редакции журналов «Сибирские огни», «Охотник и рыбак Сибири» и другие.
В 1940 году, когда Константин Баранов приехал из Новосибирска в Алма-Ату, незадолго до того сформировавшийся республиканский Союз художников в основном состоял из художников-графиков. Тем не менее, ему удалось внести свою собственную лепту в общую деятельность этого творческого коллектива республики.
До начала Великой Отечественной Войны и своего призыва на фронт в сентябре 1941 года Баранов полтора года проработал в Казахском государственном издательстве, в редакциях журналов «Литература и искусство Казахстана», «Пионер». Самой значительной работой художника в предвоенное время были иллюстрации к сборнику казахского эпоса «Легенды любви», для чего художник полностью погрузился в историко-этнографический материал и современное казахское народное прикладное искусство.
Послевоенное творчество было очень плодотворным. Это оформление и иллюстрирование книг А.Сарсенбаева, Г.Мустафина, М.Зверева, С.Муканова. «Истории Казахской ССР» (первые два тома).
Серии гравюр музейного фонда «Алмаатинские яблоки», «Металлурги Казахстана», «Рыбачки Балхаша»,— уже по одним лишь этим названиям можно судить об обширной географии творческих изысканий художника, охватывающей едва ли не половину территории Казахстана.
Нельзя не отметить листы из собрания музея, в которых Баранов изображает классиков казахской литературы: «Портрет Абая» 1971 и «Портрет Джамбула» 1973. Они отмечены живостью и мастерством исполнения.
Важной частью творчества Константина Баранова, которой он сам всегда придавал большое значение и относился к ней с исключительным вниманием и добросовестностью, является его работа для детей, будь то иллюстрации к сказкам в книжной графике или же станковые произведения сказочного содержания. В собрании музея широко представлена сказочная тема: цветные литографии «Волк и Лиса» 1960, «Лиса и колобок» 1978, «Белки и мухомор» 1982, «Кот в сапогах» 1983 и др.