Почему в Восточном Казахстане не используют добываемое в регионе природное топливо, хотя это могло бы решить множество проблем как с экологией, так и топливную? Этим вопросом задались депутаты областного маслихата ВКО, ведь газ из Зайсанского месторождения мог бы использоваться для нужд всего региона.
Газ и тормоз
По данным дорожной полиции, в Восточном Казахстане зарегистрировано около 370 тысяч единиц транспортных средств, из которых 112 тысяч приходится на областной центр.
— Перевод автотранспорта на природный газ в значительной степени улучшит экологическую обстановку в регионе. Однако есть целый ряд проблем, с которыми нам придется столкнуться при повсеместном переводе транспорта на газ, — отметил на недавнем заседании комиссии областного маслихата руководитель управления природных ресурсов и регулирования природопользования Медет Нургалиев. — Во-первых, у нас не развита инфраструктура газовых автозаправок, отсутствуют станции техобслуживания машин на газу. Во-вторых, цена перевода автомобиля на голубое топливо достаточно высока — от 500 до 2000 долларов в зависимости от модели авто.
Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать создание единой программы государственной поддержки как предпринимателей, готовых связать свой бизнес с экологическим топливом, так и самих потребителей.
— На законодательном уровне необходимо проработать вопросы господдержки по созданию соответствующей инфраструктуры и предусмотреть возмещение затрат на установку газобаллонного оборудования автомобилистам, — продолжил Медет Нургалиев. — Сообразуясь с мировым опытом, предлагаем в первую очередь перевести на природный газ автобусные парки.
Но, как показывают расчеты, содержать автобусы на голубом топливе в текущих экономических реалиях невыгодно. А деньги, потраченные автопарками на приобретение дорогостоящего оборудования, никто не возместит, — возразили в управлении пассажирского транспорта автомобильных дорог ВКО.
— В маршрутной сети Усть-Каменогорска задействовано 469 автобусов, в Зыряновске их около 200, в Семее — 635, а в Риддере — 35, — озвучил статистику специалист управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Айбек Касарбек. — Стоимость нового автобуса на газовом топливе производства КНР составляет около 160 тысяч долларов, тогда как аналог с дизельным двигателем стоит менее 100 тысяч. Как мы видим, разница существенная. К тому же эксплуатационные расходы на содержание, технический ремонт и наладку газового оборудования намного превосходят затраты на эксплуатацию дизельных двигателей. Поэтому автобусным паркам попросту невыгодно переводить свой транспорт на газ.
Как отметили участники встречи, в Алматы этот вопрос удалось решить путем создания муниципального автопарка, куда вошли 200 автобусов на природном топливе
Газовая труба
С переводом отопительной системы на газ удалось бы решить и проблемы экологии, ведь ежегодно в период отопительного сезона города буквально засыпают пеплом от каменного угля. Пыль летит и от частного сектора, отмечают экологи. Природный газ, сгорая, выделяет лишь пары воды и углекислый газ.
В управлении энергетики поддержали доводы экологов и отметили, что уже много лет ищут возможность газифицировать регион. Препона здесь только одна — строительство газопровода в ВКО требует колоссальных затрат.
— В Зайсанском районе у нас есть месторождение Сарыбулак. В 2013 году между Казахстаном и КНР было подписано проектное соглашение, согласно которому 50 процентов добываемого здесь газа будет оставаться на рынке нашей страны, а оставшаяся часть — уходить в Китай, — рассказал руководитель управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ВКО Алмат Арсламбаев. — Поэтому еще четыре года назад мы начали разрабатывать ПСД по газификации, в первую очередь города Зайсана. На сегодняшний день по городу построено 105 километров внутриквартальных сетей, газифицировано 900 жилых домов, девять многоквартирных жилых домов, 27 бюджетных организаций и девять коммерческих. К сожалению, если взять весь объем добычи газа на месторождении и посчитать количество задействованного нами, то последняя цифра составит лишь 0,6 процента из 50 возможных. Нехватка инфраструктуры — самая большая проблема на сегодняшний день.
Чтобы минимизировать потери казахстанской доли газа, энергетики принялись газифицировать села, которые расположены неподалеку от месторождения Сарыбулак. Совместно с Европейским банком реконструкции и развития сейчас просчитывается возможность строительства газопровода в соседние районы, к примеру Курчумский и Тарбагатайский.
Что касается газификации областного центра — то тут мы сталкиваемся с очень высокой себестоимостью проекта. Вопрос строительства магистрального трубопровода — самый дорогой из всех. Однако если государство возьмет на себя все затраты и это не будет отражаться на конечном потребителе, то добытые объемы газа будут реализованы.
Депутаты пообещали более детально рассмотреть этот вопрос и выйти с конкретными предложениями уже на уровень республики.
Источник: yk-news.kz