Святой ключ — родник в окрестностях Семея, Семипалатинска, места, которому только предстояло стать городом… Намоленное, с любовью и верой сохраненное место, чистейший источник, не замерзающий даже в самые лютые морозы, на дне которого и зимой зеленеют растения. Родниковая вода, умыться и набрать которой приходят как православные, так и мусульмане, католики и иудеи, и в целебную силу которой верят даже самые большие скептики. Это — по-настоящему сакральное место, почему-то не включенное в список мест сакральной карты Казахстана, оберегается горожанами и является нашей гордостью и отрадой.
А история Святого Ключа начинается с чудесного явления Семипалатинско-Абалацкой иконы Пресвятой Девы в далеком 1719 году, когда из Тобольска отправилась экспедиция под руководством Ивана Лихарева, ставившая своей целью исследование устья реки Иртыш, закладку и обустройство прииртышских крепостей для защиты дальних рубежей Российской империи от джунгарских набегов. На их кораблях и прибыла икона Абалацкой Божией Матери, ставшая хранительницей этих мест, таинственно исчезавшая и найденная при чудесных обстоятельствах…
В одну из ночей 1740 г. икона Божией Матери скрылась. Нашел ее заблудившийся в лесу татарин, который поехал в зимнее время за дровами, но сбился с пути и замерзал. Будучи человеком неправославным, но верующим в Бога, он начал усердно взывать к милосердию Божию, молясь о своем спасении. Внезапно он увидел в чаще леса светящийся огонек и побежал к нему что было сил. В распадке на стволе тополя стояла икона с воженной свечой у подножья дерева и бьющим из-под корней тополя ключом воды. Узнав местность, путник сразу же отыскал дорогу к дому и, приехав в город, рассказал священнику православной церкви о том, что произошло с ним. Священник, взяв несколько сибирских казаков, имея в проводниках татарина, спешно отправился к тому месту. Икона по-прежнему стояла около дерева. Помолившись, священник пытался снять икону с дерева, но ни он сам, ни кто из сопровождавших его казаков не смогли этого сделать. Лишь когда священник обратился с просьбой снять икону к татарину, тот, помолившись и умыв руки в ключе, смог снять икону с дерева. Чудотворная икона была возвращена в крепостную церковь, а Ключ стал местом паломничество многих православных людей.
Источник веры
Святой Ключ находился в стороне от Омского тракта, приблизительно в 80 саженях, неподалеку от р. Иртыш. Формой своей Святой источник напоминал русскую печь. Тут почти круглый год можно было видеть богомольцев. Священник Димитрий Алексинский, описывая Святой Ключ, отмечает, что «вода в Ключе замечательно чистая, прозрачная, летом весьма холодная, а зимою теплая. В весеннее и летнее время, начиная с мая месяца и в течение всего июня, сюда заходят и заезжают многие (в иной день человек по 100)… Помолившись на месте чудесного явления святой иконы, богомольцы пьют воду из Святого Ключа, а многие берут ее несколько с собой для благоговейного употребления в случае немощей телесных».
Однако долгое время место оставалось диким и неустроенным. Лишь в 40-х годах XIX в. местность начала обстраиваться.
В 1855 г, над Святым Ключом в благодарность за исцеление водой от продолжительной глазной болезни один из военных чиновников — Свидерский устроил навес, где были поставлены иконы. Там же хранилась специальная тетрадь, в которую заносились свидетельства о чудесных исцелениях, полученные от иконы, масла из лампады при иконе и от воды из Святого Ключа. К сожалению, в 70-х годах XIX в., во время сильного пожара, часовня-навес и все находящиеся под ним вещи и записи сгорели.
В 1870 г. было разрешено устроить близ Святого Ключа небольшую каменную часовню с алтарем известному семипалатинскому благотворителю, купцу Фёдору Плещееву.
Правда, позже выяснилось, что с каменным материалом часовни с алтарем строители поспешили, так как песчаный берег вызывал постоянные колебания, и с течением времени на стенах церкви стали появляться трещины. Поэтому в 1900 г. каменная часовня была разобрана. В 1900 г. тот же купец Плещеев уже на другом месте близ Святого Ключа построил деревянную церковь, очень небольшую, но гораздо более удобную, чем каменная часовня.
Позже здесь будет женский монастырь.
Смутное время
В конце февраля 1921 г. состоялось заседание междуведомственной комиссии «по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства» под председательством т.Власова. Главными вопросами являлись: ликвидация женского монастыря на «Св.Ключе», о свечной торговле в церквях, о привлечении местного духовенства к общегражданской трудовой повинности и др. Женский монастырь считать упразднённым, церковь при нём передаётся группе православных граждан, а все постройки его с инвентарём передать коммунотделу».
Настоятельницу монастыря игуменью Екатерину (Иванюк) власти удалили из обители, а августе 1937 г. она была арестована вместе с архиепископом Александром, Семипалатинским (Щукиным). Ее осудили на тюремное заключение в Средней Азии. Дальнейшая судьба игуменьи неизвестна, вероятно, что ее расстреляли.
В 1922 году здесь открывается санаторий «Красный ключ», однако уже в 1929 году поднимается вопрос о разрушении берега в районе уже бывшего Святого Ключа.
И хотя власть официально признала для себя ключ бесполезным, один из последних документов, касающихся бывшего монастыря, в ответ на ходатайство о выдаче разрешения на совершение литургии и молебна 21 июля у Святого Ключа гласит: «Резолюция: В связи с тем, что в месте так называемого Святого Ключа расположены пионерлагеря речников и что там кроме детей и обслуживающих лагерь работников никого нет, Облисполком не может дать разрешение».
Наконец 22 декабря 1929 г. состоялось заседание Секретариата Окрисполкома, где было принято решение о ликвидации православного храма в честь Знамения Пресвятой Богородицы на Святом Ключе. Храмовое имущество, в том числе и копию Семипалатинско-Абалацкой Иконы Божией Матери, от которой было знамение перед закрытием монастыря, было решено передать Воскресенскому храму г. Семипалатинска.
Возрождение
В начале 90-х годов количество людей, посещающих Святой Ключ, заметно увеличилось, что было связано с началом возрождения Православной Церкви.
В 2003 г. открылась новая страница в истории Святого Ключа — началось облагораживание территории вокруг источника. Летом 2003 г. был сооружен удобный спуск в овраг, где бьет родник. Через год, летом 2004 г. территория была расчищена от дикой поросли, сам источник был одет в мрамор, сооружена купальня с запрудой и возведена небольшая деревянная часовня-навес над самим Святым Ключом.
Современные семейчане не только по-прежнему посещают Святой Ключ, но и хранят память о монастыре, о монастырской церкви. Внук бывшего мельника монастыря Владимир Корнеев привез из кедрового питомника маленький саженец и посадил его как раз там, где находилась монастырская церковь. Теперь этот кедр уже дает шишки, белки лакомятся орешками, и невдомек многим сегодняшним посетителям ключа, что кедр-то непростой. Раз уж заговорили о деревьях, то легендарный тополь, на котором в 1740 году обнаружилась чудотворная икона, более не существует — его буквально сгрызли паломники, так как считалось, что его кора полезна для здоровья и даже исполняет желания.
А вот традиция проведения крестных ходов постепенно возрождается, и с каждым годом количество участников растет.
Несколько летних сезонов на раскопках монастыря работала школьная археологическая экспедиция под руководством энтузиастов своего дела В.Колбина и А.Долгушева. Было точно определено место часовни над ключом (сегодняшнее его положение не соответствует первоначальному, Иртыш смыл примерно 80 метров берега), обнаружены остатки монастырских подвалов. Их стены клались из сланца на известковом растворе с добавлением яиц, что придавало строению особую прочность. Интерес участников экспедиции вызвала находка фрагмента стеклянной бутылочки с изображением Абалацкой иконы «Знамение» и надписью «Святой Ключ». Позднее одна из прихожанок Воскресенского собора передала аналогичную бутылочку в неповрежденном виде. Где их делали, сохранились ли еще экземпляры, предстоит выяснять краеведам.
Немного о целительной силе воды ключа. Один из основателей Семипалатинского медицинского института (ныне — академии) Сергей Бобов мечтал построить здесь водолечебницу, но из-за финансовых трудностей не смог претворить мечту в жизнь. Павел Жуков с краеведами также заказали в местной СЭС анализ воды, который подтвердил: жидкость абсолютно чистая, не содержит каких-либо примесей, тяжелых металлов и т.д.
Фото и информация с сайта pravsobor.kz