Проблемы, связанные с развивающим обучением детей-инвалидов, получением пенсии по инвалидности, и множество других существовали всегда, просто о них мало говорили. Каждая семья с особенным ребенком борется за максимально полноценную жизнь для него. Но бороться в одиночку становится все тяжелее и тяжелее, ведь когда нет поддержки, просто опускаются руки. Родители особенных детей обратились с открытым письмом в СМИ, чтобы их наконец услышали и признали, что в нашем городе есть колоссальные проблемы с обучением и адаптацией их в обществе. Разбиралась в ситуации Айнура Сабитова.
Чтобы попасть в инклюзивные классы и коррекционные группы (до 20 школ и 10 детских садов в городе Семей), нужно заключение психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Получить его весьма трудно, большинству отказывают: то ребенок недостаточно умственно отсталый и родителям придется ждать, когда их чадо снизится в развитии до умеренной умственной отсталости; то отсталый до такой степени, что бесполезно с ним заниматься — лучше не станет… Глупо, не правда ли? Много парадоксальных случаев, когда психиатр пишет, что ребенок может развиваться и есть положительная динамика, а ПМПК выдает отрицательное заключение. В итоге коррекционные классы полупустые.
Конечно, есть много частных школ и садов, вот только цены на обучение в них кусаются: от 27000 до 50000 тенге. Не каждый может позволить себе это, когда идет постоянная, ежедневная борьба за здоровье сына или дочери, что влетает в копеечку.
— В нашем любимом городе Семей происходит самоуправство, как считаем мы, родители особенных детишек с проблемами развития. В чем это выражается? Возьмем нашу комиссию психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК), во главе которой сидят врачи и педагоги, которые решают судьбы наших детей. Кто им дал право говорить: «Сдайте своего ребенка в детский дом или в дом инвалидов, в школу-интернат»?! Родители к ним приходят для того, чтобы устроить своих особят в школы и сады, тем более инклюзив классы и группы уже открыты, а что мы слышим в ответ? — насмешки и хамство… Где мы живем? В каменном веке? — возмущается Дегтярева Арина.
— А еще очень важная и больная тема: прежде, чем получить пенсию по инвалидности от государства, ребёнку надо пролежать ОДНОМУ в психбольнице месяц! Вы представляете ребенка с поражением ЦНС, который будет КРУГЛОСУТОЧНО ждать маму в «психушке», ребенка, у которого сохранен интеллект, он все понимает! Даже с животными так не поступают! Зачем травмировать психику и родителей, и детей? После этого все — бесконечные реабилитации и лечение, пройденные за годы и за немаленькие деньги, «коту под хвост»! Мы просим…нет, мы требуем, чтобы получение инвалидности стало проще! В конце концов, у нас город — полигон, экологически неблагополучный…, — добавила родительница Тезекпаева Гульжан.
Любовь Ивлева, тоже мать особенного ребенка, высказала свое мнение на горячую тему:
— Можно же выделить здание для центра в нашем городе для детей, где ежедневно с ними будут заниматься специалисты. У многих наших детей сохранённый интеллект, и мы просим помочь им войти в социум! Только вместе мы можем создать будущее нашим особым деткам! Они не виноваты, что по многим факторам не могут быть, как все! Помогите нашим детям! Эта проблема общества и вместе мы решим её! Не надо закрывать глаза и быть равнодушными, все мы люди.
Письма в вышестоящие органы и «круглые столы» с педагогами и медиками ничего не дали: «…а воз и ныне там…».
Комментарий редакции:
Действительно, в последнее время проблема доступа особенных детей к получению образования особенно обострилась. И все это на фоне несомненных усилий со стороны руководства города и отдела образования по решению этой проблемы: открываются инклюзивные классы, в которых специально подготовленные педагоги, психологи и логопеды будут заниматься с детьми с отставанием в развитии, помогать им адаптироваться в социуме, развивать еще сохраненный интеллект.
Вот только на пути к этим образовательным услугам, гарантированным государством, есть подчас непреодолимая преграда — комиссия, за 15 минут определяющая уровень развития ребенка и росчерком пера уничтожающая все надежды родителей.
Эта парадоксальная ситуация несколько раз рассматривалась на самом высоком уровне: во время круглого стола с участием заместителя акима Семея Надеждой Шаровой, руководителем ПМПК, психиатром и другими, а также на Общественном совете города.
– Выделяются бюджетные средства, на которые открываются полупустые классы, а родители мечутся в поисках этих мест. Странная ситуация, когда психиатр пишет, что ребенок может развиваться и есть положительная динамика, а ПМПК выдает отрицательное заключение, и родители вынуждены искать места обучения для своих детей. Доходит до того, что родители Семея прописываются в Алматы, чтобы их особый ребенок мог попасть в школу для детей с ЗПР, – возмутилась заместитель председателя Семейского филиала партии “Нур Отан” Зульфия ЖАМАЛТДИНОВА.
Заведующий отделением центра психического здоровья Семея Андрей ШПАКОВСКИЙ тоже считает сложившуюся систему оценивания детей, мягко говоря, странной:
— Что такое вообще диагноз ЗПР (задержка психического развития)? В психиатрии нет такого диагноза! При каждом заболевании, к примеру, аутизме, есть свои рекомендации и должна быть индивидуальная образовательная программа. Но наши педагоги подводят всех детей под один стандарт.
Руководитель ПМПК города Семей Гульнара Егимбаева попыталась оправдаться и пожаловалась на нехватку времени и специалистов для полноценной работы:
— Одна ПМПК рассчитана на 60 тысяч человек, у нас один невропатолог на всех, который должен за 15 минут осмотреть ребенка и выдать заключение. Но мы не ставим диагнозы, мы лишь выдаем психологическое заключение состояния ребенка на данный момент, чтобы дать возможность обучения. И вовсе не обязательно идти в комиссию и требовать заключение, чтобы поступить в образовательное учреждение.
Последние слова руководителя комиссии особенно возмутили родителей, ведь это заключение едва ли не первое, что требуют от них при поступлении. Так и получается, что педагогическая служба, которая по определению должна помогать детям получить образование, на самом деле этому препятствует.
И вот буквально вчера поступила новая информация от отдела образования, которая, возможно, станет каким-то выходом в этой ситуации. В Семее в здании новой школы в поселке Юность откроется что-то вроде специального центра для детей с задержками в развитии — 6 специально оборудованных кабинетов, в которых будут работать психологи и логопеды. Будем надеяться, что на этот раз ни ПМПК, ни отдаленное расположение центра не станут преградой для таких незащищенных, уязвимых детей.
Наталья Перцева