Театр имени Ф.М. Достоевского завершает свой 87-й сезон новым и бесконечно многогранным спектаклем. Историю и метания героя (или, всё же, антигероя) нашего времени расскажут зрителю в трэвэл-драме «Печорин». И, как и должно быть, каждый вынесет из этого спектакля что-то своё, глубокое и сокровенное.
Спектакль к закрытию сезона подготовили артисты Русского драматического театра под чутким руководством режиссера из Санкт-Петербурга Екатерины Шиховой. Тандем сложился, как безупречно подобранные кусочки пазла — за месяц спектакль продумали до мельчайших деталей. И вот, на сцене — зрители Семея могут лицезреть новый шедевр, где всем известная классика приобретает совершенно особенную трактовку.
Спектакль «Печорин» по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и современной инсценировки Нины Садур. Этот спектакль для нас — вызов, поскольку работа с русской классикой — это всегда серьезный разговор. Работать над материалом было интересно, мы адаптировали его к театральной сцене. Артисты в этом театре совершенно открыты к диалогу, к поиску. Они готовы быть не просто исполнителями, они, в полной мере, соавторы нашего спектакля, — рассказывает о процессе создания режиссёр Екатерина Шихова.
В единый спектакль творческая команда собрала 4 произведения: «Герой нашего времени» и предшествующий ему роман «Княгиня Лиговская», незаконченный роман «Штосс» — все из под пера М.Ю. Лермонтова, а также инсценировку произведения от Нины Садур. Сплести воедино сюжеты и образы, наполнить это нужным смыслом и, конечно, прожить на сцене — задача не из простых, но команда справилась с ней безупречно.


С первой сцены внимание захватывает игра света. Выстраивая на сцене особый тон и настроение, свет поразительным образом контрастирует с декорациями, делая пространство, своего рода, многомерным, оттого, слегка мистическим. Декорации несут в себе и особый символизм: так большую птицу, парящую в воздухе, можно сравнить с вороном, который, согласно некоторым поверьям, несёт с собой смерть. И здесь каждый трактуют для себя совершенно по-разному: смерть ли это героев, или же гибель их чаяний и надежд: молчаливая птица оставляет за вами право выбора этих решений.
Ещё на этапе создания мы решили, что это точно не будет типичная историческая драма. Это будет что-то иное, не относящее нас к определенной эпохе, решили сделать так, чтобы события прочитывались, словно они происходит здесь и сейчас. Часть элементов костюмов и декораций — больше игровой элемент, который тоже должен работать на сцене, — рассказывает художник из Санкт-Петербурга Екатерина Гофман.
Итак, Печорин. Умен и обаятелен, но, вместе с тем, не нашел себя в жизни. Не лжёт себе и другим, но, как отмечает сам герой, он «глупо создан», и счастья в жизни сыскать не удается. Возможно, понимай Печорин сам, что для него есть счастье — всё было бы куда проще, однако, подлинного ответа на этот вопрос, он не ищет. Уставший от пустой жизни, где ничего не приносит радости, он разрушает всё, к чему прикасается, и даже, кажется, благородные его поступки, продиктованы только личным интересом.
Величественные горы Кавказа, где начинается спектакль — не просто место действия — это отражение души героя: холодные скалы рассудка, бушующие ветра тоски и война, которая тем страшней, что ведётся она с самим собой.

Неожиданная хитрость, преданная дружба, невозможная, и единственная любовь в жизни героя — раскрывают всю его сущность зрителю больше, чем возможно он знает и принимает о себе сам. Оригинальный подход к повествованию, где мы словно листаем страницы дневника Печорина, оставляет ощущение бесконечно внутреннего монолога, в котором душа и сердце никогда не находят общий знаменатель.
Хочется, чтобы зритель, который приходит на наш спектакль, задумался, что он делает со своей жизнью. Это спектакль не про Печорина — далекого персонажа, которого написал Лермонтов, а про каждого из нас. На что уходит наша жизнь, куда мы её растрачиваем и что, самое важное мы по итогу упускаем и теряем, — делится замыслом Екатерина Шихова.
Каждое действо, каждый звук, каждый шаг в спектакле — ниточка, которая по мере продолжения собирается в затейливый клубок осознания жизненной пустоты. И в этой пустоте герой не просто не видит — он не хочет видеть пути спасения.
Открывая глаза: от наваждения или сна топких воспоминаний, герой словно просыпается, но реальность вокруг — остаётся совершенно такой же — холодной, пустой и безразличной ему самому. Как молвится в известном изречении: «Куда бы ты не пошёл — ты берёшь с собой себя», а значит, праздная пустота одиночества всегда будет закрывать то, что достаточно просто увидеть. Стоит только посмотреть.
Маргарита Бутина












фото автора