Новый закон о государственных закупках призван сделать этот процесс не только максимально прозрачным, но и максимально качественным. Особо важная новелла законодательного акта – усиление ответственности недобросовестных поставщиков услуг. Теперь в реестр таких поставщиков «проще» попасть.
В акимате области Абай состоялся круглый стол при участии работников областного суда и руководителей ведомств администрации региона, где стороны обменялись мнениями относительно нового закона о государственных закупках. Руководитель отдела проведения процедур госзакупок ГУ «Управление государственных закупок области Абай» Асет Жунусов ознакомил присутствующих с основными новеллами закона.
Утверждены новые правила проведения государственных закупок, а также принят ряд подзаконных актов. Внесены изменения в Кодекс об административных нарушениях и административно-процессуальный кодекс. Также сокращены сроки конкурсных процедур – с 2 месяцев до 2 недель, а конкурсы на строительно-монтажные работы и определение технических наблюдателей — с 23 до 7 рабочих дней, — отметил Асет Жунусов.
Ещё одна новелла обновленного законодательства по проведению государственных закупок – ответственность первых руководителей ведомств за необоснованный отказ от проведения процедуры.
Кроме того, ещё одним основным нововведением является отказ от осуществления госзакупок, который, согласно новым правилам, возможен только до подведения итогов конкурса. Если имеет место необоснованный отказ от проведения процедуры госзакупа, первые руководители обязаны будут выплатить штраф в размере 100 МРП, — добавил спикер.
Вместе с тем, в числе нововведений также и изменение правил составления реестра недобросовестных участников. Эти изменения вступили в силу с 1 января этого года. Теперь в такой реестр могут попасть те, кто предоставляет недостоверную информацию, уклоняется от заключения договора, полностью не исполняет обязательства. Также в реестр недобросовестных участников могут включить по основаниям ненадлежащего исполнения обязательств.
Также в целях повышения качества закупаемых товаров, работ, услуг и поддержки отечественных товаропроизводителей закон предусматривает строительство под «ключ» (EPC-контракт) и заключение офтейк-контрактов. Это изменение вступает в силу с 1 июля 2025 года. Также закон предусматривает закупки из одного источника товаров до 100 МРП, работ и услуг до 500 МРП. Вместе с тем, сельские акиматы могут закупать из одного источника товары, работы, услуги до 4 000 МРП. В случае, если представлена одна соответствующая квалификационным требованиям заявка на участие в конкурсе, конкурс будет признан состоявшимся, — подчеркнул Асет Жунусов.
Ещё одним важным изменением является то, что объем работ и услуг, которые передают на субподряд, снижен с 50 до 30%.
Для заказчиков предусмотрена возможность одностороннего расторжения договора с такими подрядчиками в случае последующего привлечения потенциальным поставщиком субподрядчика без указания в конкурсной документации привлеченного к выполнению работ. Внедряется новый механизм рассмотрения жалоб, а также пересмотрена роль контролирующего органа. В целях исключения фактов установления заказчиками завышенных требований планируется сохранить действующий камеральный контроль, — заключил Асет Жунусов.
Таким образом, основные цели, которые преследует обновленный закон, это не только повышение качества, но и развитие конкуренции и усиление ответственности поставщиков.
Также в ходе совещания участники рассмотрели конкретные кейсы о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок. Судья специализированного межрайонного экономического суда области Абай Саят Балгабеков подчеркнул, что продолжает расти количество таких дел, которые решили в рамках медиативного соглашения. По его словам, рост популярности медиации – общереспубликанская тенденция, причем это касается не только дел, связанных с государственными закупками.