В День шахтера на Бакырчике выясняли, кто лучше управляет карьерной техникой.
В начале сентября неожиданно похолодало, но в карьере Бакырчикского горнодобывающего предприятия шли жаркие бои за звание лучшего по профессии. Горняки ловко управляли многотонным гигантским транспортом и ласково называли свои машины «Валерой», «Валюшей» и даже… ёлочкой. Что общего у карьерного автомобиля с Новым годом, какую вещь, привезенную из дома, можно встретить в кабине Komatsu, и на что потратил выигранную премию прошлогодний победитель аналогичного конкурса – в нашем репортаже.
День шахтера – один из главных профессиональных праздников золотодобытчиков, и традиционно к нему приурочен конкурс «Лучший по профессии». В этом году соревнования между работниками горняцких профессий БГП проводились два дня подряд. И впервые конкурс профмастерства шел в прямом эфире корпоративного Телеграмм-канала предприятия. Видеоролики быстро набирали просмотры, а число подписчиков резко возросло. Расскажем о самых интересных моментах конкурса.
Первый пошёл
Традиционно все участники сначала отвечают на вопросы тестов. На это отводится полчаса, однако Нурболу Умутчакову, машинисту экскаватора РС 2000, хватило всего 13 минут.
Да, я первым ответил на все задания. Хотя знаете, как можно перевести мою фамилию на русский язык? Забывающий. Говорю организаторам – в случае неправильных ответов мне должна полагаться «скидка» за плохую память, но члены комиссии не соглашаются, — смеется Нурбол. – Шутки шутками, однако я первым ответил на все вопросы. А в прошлые годы в подобных конкурсах даже занимал призовые места. Значит, отвечаю не только быстро, но и правильно, несмотря на фамилию.
О мечтах и совпадениях в имени
После теории конкурсанты показали свое мастерство на практике.
Во время соревнований между машинистами экскаваторов мы оцениваем скорость, качество загрузки и вес загруженной горной массы, он должен быть от 136 до 145 тонн, — рассказал Александр Мальдин, начальник горного участка. — Не думаю, что для конкурсантов это сложное задание. Среди участников много опытных машинистов, они настоящие профи, давно работают в карьере. Впрочем, есть и новички, у которых тоже высокие шансы на победу.
В определенном плане машиниста Игоря Щербину можно назвать новичком. Хотя он семь лет работает на БГП.
Раньше я управлял электрическим экскаватором ЭКГ 15, но была мечта – пересесть на гидравлический экскаватор, — объясняет Игорь. — Я стал проходить обучение, а в свое свободное время просил руководство ставить меня на стажировку к опытным коллегам. Моя мечта сбылась! Два года назад я сдал экзамены на машиниста гидравлического экскаватора. Он более маневренный, удобный. Раньше в конкурсах профмастерства я участвовал на ЭКГ-15, но в этот раз впервые попробую свои силы на гидравлике.
Любопытно, что на одном из экскаваторов ЭКГ-15 работают два Юрия: Шиповалов выходит в дневную смену, Губернаторов – в ночную и наоборот. Такое чудесное совпадение нравится бульдозеристам, работающим в связке с экскаватором: в любой момент смены можно назвать машиниста Юрой — и не ошибешься!
Мы с напарником раньше оба жили в Костанайской области, сейчас у нас разные регионы, но мы продолжаем дружить и работать на одном экскаваторе, — говорит Юрий Шиповалов, машинист ЭКГ 15. — Мне нравятся конкурсы профмастерства. Всё проходит весело, позитивно. Про нас шутят – мол, сейчас будут соревноваться два Юры, не перепутайте! В наших буднях много рутины, а в таких конкурсах получаем новые эмоции, впечатления, опыт. Это надолго остается в памяти.
Валера, Валюша, елочка…
В конкурсе профмастерства соревновались не только работники БГП, но и сотрудники подрядной организации – ТОО «Максам Казахстан». Эта компания проводит буровзрывные работы в карьере Бакырчика.
На конкурсе задания для нас были непростыми. В будни мы не гоняем на смесительно-зарядных машинах на большой скорости и задним ходом. Однако для того и нужен конкурс, чтобы попробовать нестандартные задачи. Мне понравилось! Сейчас я работаю на брутальном новом автомобиле, он поступил к нам в прошлом году, и мы со сменщиком называем его мужским именем Валера (нечто созвучное марке машины Volvo). А раньше я работал на машине с мягким, «женским» характером и ласково называл ее Валюшей, — делится Азамат Алимбаев, водитель-оператор смесительно-зарядной машины.
Во второй день конкурса машинисты бульдозеров забивали гвозди отвалом, а водители самосвалов БелАЗов и Кomatsu соревновались в умении ловко управлять многотонной карьерной техникой. Оказалось, что и у некоторых большегрузов есть свои прозвища.
Вячеслав Кузнецов, водитель Кomatsu:
Я называю свою машину елочкой. Неожиданно, да? Так повелось с давних пор. На машине было много красивых фонарей-огоньков и, когда работаешь в ночную смену, – автомобиль словно светится и внутри, и снаружи. Как новогодняя елка. А еще опытные коллеги однажды мудро сказали мне: «В твоей кабине должно быть уютно, как дома». С тех пор со мной в Кomatsu ездит мягкая игрушка. И хотя дети уже выросли, для меня это все равно символ дома, уюта. А огоньки многотонной машины-елочки напоминают теплые вечера с семьей.
База лучших
Конкурс профмастерства длился два дня и шел в несколько этапов. Участников было много и победителей – тоже, так как призовые места определялись по разным категориям работников.
- Среди машинистов электрических экскаваторов победил Куаныш Кенжегулов.
- Среди машинистов гидравлических экскаваторов золото завоевал Ренат Жумаков.
- Среди горных мастеров на первом месте – Семен Федоренко.
- Среди машинистов бульдозеров золото завоевал Алексей Даниленко.
- Среди водителей БелАЗов победителем стал Виктор Мальцев.
- Среди водителей Komatsu первое место занял Вячеслав Кузнецов (со своей «елочкой» и мягкой игрушкой в кабине).
Среди взрывников на открытых горных работах ТОО «Максам Казахстан» первое место занял Олжас Ашимов, среди водителей-операторов смесительно-зарядных машин золото завоевал Азамат Алимбаев (и его «Валера»).
Поздравляем!
Это интересно
На что тратят выигранную денежную премию победители конкурса профмастерства? Мы спросили об этом водителя Komatsu Вячеслава Кузнецова. Он второй год подряд занимает на конкурсе призовое место.
Я могу рассказать, на что потратил полученную премию в прошлом году. Вложил деньги в оснащение внедорожника. Давно мечтал оборудовать для себя экспедиционную машину, на которой можно ездить ВЕЗДЕ, а не только там, где проложены дороги. У меня получилось! Я уже объездил весь Восточный Казахстан, Балхаш, Алтай, был даже на Байкале.
Ирина КУЗНЕЦОВА
Фото Кирилла ЕФРЕМОВА