В своем обращении к нации Глава государства подробно рассказал об энергодефиците и заявил, что назначит на 6 октября общенациональный референдум по строительству АЭС. По этому поводу у нас было интервью с генеральным директором ТОО «Казахстанские АЭС» Асуаном Сиябековым.
— Асуан Онгарбекулы, какие реакторы можно будет установить в случае строительства в стране АЭС? Была ли их безопасность должным образом изучена?
Если народ сделает правильный выбор на всенародном референдуме, давайте подумаем, какую реакторную технологию лучше установить в стране. Изначально мы изучали и изучали 13 реакторных технологий. Это технические и коммерческие технологии, предлагаемые Китаем, Южной Кореей, Россией, США, Францией. Среди них нам нужны реакторы с водой под давлением. Сейчас в мире 415 реакторов. 200 называются водоводяными или водо-водяными реакторами.
МАГАТЭ (Агентство по надзору за атомной энергией) консультирует и предлагает эффективные проекты странам, которые только начали строительство атомных электростанций. У него есть свой срок. В первую очередь, то есть эталонный блок, который нужен нашей стране. Имеется в виду блок с опытом работы в другой стране. Кроме того, опыт строительства отличный. Если есть изъян, он предлагает нам улучшенные и переработанные технологии.
Чтобы отфильтровать все 13 реакторных технологий, мы создали критерии на основе документации по безопасности и нормативной документации и отправили их в Ассистему. Его цель – определить правильные или неправильные места. Независимая французская компания положительно оценила и поддержала нашу работу над критериями. В результате было выбрано 4 реактора. Они схожи между собой по мощности и технической базе. Поскольку безопасность является нашим главным приоритетом, мы уделили этому аспекту больше внимания. Повторяю, все четыре из них — водоводяные реакторы.
— Если возможно, опишите, пожалуйста, некоторые из этих реакторов.
— Эту водоводяную технологию французы используют с 50-х годов прошлого века. Другие ведущие страны также строят атомные электростанции с технологией подачи воды под давлением. Они по-прежнему нормально работают без какой-либо опасности. Поэтому у них большой опыт в этой сфере, который будет полезен всем.
Сегодня страны мира создают собственные реакторы и строят собственные атомные электростанции на основе французской технологии. Из-за геополитической ситуации последних лет и удаленности дороги логистические услуги стоят дорого. А логистика оборудования АЭС и целых блоков требует немалых денег. Поэтому этот аспект не следует учитывать при выборе компаний, которые будут строить АЭС.
Теперь позвольте мне обратиться к лучшим из реакторных технологий, которые нам нужны. Если мы посмотрим на Южную Корею, то это американские технологии. Он адаптировал ее под себя и сам изготовил технологию. Технология четырехблочного золотого стандарта в настоящее время действует в Объединенных Арабских Эмиратах. Почему корейскую технологию называют «Золотым стандартом»? Потому что он создан с учетом всех рекомендаций МАГАТЭ. Кроме того, требования совершенно не в порядке. То есть он заслуживает того, чтобы называться идеальным. Именно поэтому ее называют технологией «Золотого стандарта» МАГАТЭ.
— Давайте узнаем о технологиях, разработанных в соседних странах.
— Если мы посмотрим на китайскую реакторную технологию, то она тоже родом из Франции. Сейчас они разрабатывают ту же реакторную технологию. Китай использует эту технологию как дома, так и за рубежом. Ее эффективность для нас – удобная логистика, то есть расстояние близкое. Импортировать аксессуары дешево. При этом процесс строительства в Китае идет очень быстро. Но качество отвечает всем требованиям. Очень хорошо проверено на качество. Поскольку технология каждый год оптимизируется, она не теряет своего качества.
«Росатом» — компания, объединяющая весь жизненный цикл технологий в сфере атомной энергетики. Добыча, обогащение урана, производство топлива, строительство, эксплуатация, вывод из эксплуатации АЭС и обращение с отработавшим топливом. Это позволяет заказчику принимать комплексные решения в рамках одного договора. Таким образом, это значительно упрощает весь процесс управления проектами. Кроме того, «Росатом» гарантирует долгосрочную стабильность цен и надежность поставок в течение всего периода эксплуатации АЭС. За 18 лет введено в эксплуатацию 18 АЭС. 22 единицы строятся в 7 странах.
— В вузах страны и «Национальном ядерном центре», а также «Институте ядерной физики» говорят, что мы можем сами готовить специалистов для АЭС. Как насчет этого?
— Сколько бы хороших специалистов мы ни подготовили, в зависимости от специфики каждого реактора нет смысла повышать квалификацию персонала через компанию-строителя АЭС. Подготовкой специалистов занимаются Аль-Фараби и Евразийский национальные университеты. Знания и навыки их специалистов соответствуют предъявляемым требованиям. Но их нельзя сразу поставить на пульт управления АЭС. Потому что это очень ответственное место. Поэтому при выборе реакторной технологии лучше повышать квалификацию в стране, где она создана. Потому что у каждого реактора свои задачи обучения. Разумеется, это будет указано в договоре.
— Если в нашей стране будут готовить специалистов, повлияет ли это на общую стоимость строительства АЭС?
— Это тоже учитывается при заключении контракта. Некоторые поставщики не берут плату за обучение специалистов. Однако среди них есть те, кто просит плату.
— Некоторые активисты общества обеспокоены коррупцией. Есть опасения, что даже при строительстве АЭС средства будут разворованы и соответствие объекта требованиям не пострадает.
— Коррупция существует в каждой стране. Однако я думаю, что в огромном проекте, безопасность которого нужна не только нам, но и всей Вселенной, нет места холодным рукам. Потому что комиссары МАГАТЭ и международные организации держат проект под строгим контролем с момента его основания.
Поэтому помимо наших консультантов постоянно привлекаются международные аудиторы. Они даже не с фундамента, а с стадии разработки документов, находятся под строгим контролем. Потому что ни у кого нет двух голов. Международные инспекторы внимательно осматривают площадку, где будет построена АЭС. Проверяет созданные для него нормативные документы. Правильно ли было выбрано место? Вам нужно выполнить какую-либо дополнительную работу? Правильно ли было составлено технико-экономическое обоснование? Он пойдет и согласится начать строительство АЭС, когда все об этом будут полностью осведомлены.
Поэтому работа каждого из 415 действующих в мире реакторов находится под строгим контролем. Этот контроль можно увидеть на официальном сайте МАГАТЭ. В общем, с этого же ресурса можно в режиме онлайн следить за всеми рабочими процессами на АЭС.