О чём шутят, во что верят и что запоминают мужчины, работающие в карьере
В преддверии Дня шахтёра-2024 мы решили составить портрет среднестатистического горняка и дали слово сотрудникам Бакырчикского горнодобывающего предприятия, ведущего золотодобычу в Жарминском районе. Мы узнали много интересного: что означает «козел на дороге», почему чистую спецовку никто не любит и какой «напиток покрепче» нужно обязательно выпить перед сменой?
Какой лучший момент в ваших трудовых буднях? Что запомнилось за последний год?
Андрей Савтенко, горный мастер: «Лучший момент – последний час смены, когда ты мысленно уже подводишь итоги уходящего дня».
Ренат Жумаков, машинист гидравлического экскаватора Komatsu PC 2000: «Для меня самое важное — конец смены, когда ты стараешься красиво завершить работу. Последние полчаса я копаю так, чтобы было ровно, аккуратно. Хочется, чтобы тому, кто меня сменит, было приятно начинать работу».
Булатхан Куракбаев, машинист электрического экскаватора ЭКГ 15, подменный горный мастер и горный диспетчер: «Если говорить о приятных моментах за прошедший год – я бы отметил, что попробовал себя в роли горного диспетчера. Это для меня новый опыт, а я всегда за то, чтобы в работе было разнообразие. Устаю от долгой рутины».
Канат Какимов, машинист насосных установок участка карьерного водоотлива: «Мне запомнились трескучие морозы и сильная жара этим летом. В такие моменты понимаешь, что для счастья нужно немного. Зимой самое ценное – горячие батареи или печка в машине. Летом – холодная (именно холодная, а не теплая) освежающая вода в бутылке».
Кому легко работать в карьере, и кто точно не сможет?
Андрей Савтенко: «В карьере сможет трудиться тот, кто готов к преодолению трудностей и умеет работать над собой, над ошибками».
Ренат Жумаков: «В карьере на экскаваторах не смогут работать те, кого укачивает в транспорте».
Булатхан Куракбаев: «В карьере не сможет работать слабый духом. Легко тем, кто чувствует, что это его стихия. Хотя устают здесь, конечно, все. Но если ты отдохнул и снова готов работать – это твое».
Канат Какимов: «В карьере важна выносливость. Рост, вес, пропорции тела значения не имеют. Важна именно выносливость и понимание, зачем ты здесь. Точно не сможет работать в карьере белоручка».
Есть ли горняцкие приметы, в которые вы верите?
Андрей Савтенко: «Если в диспетчерской кто-то случайно нажмет кнопку включения сирены – всё, жди непредвиденных ремонтов».
Ренат Жумаков: «Если взял на смену чистую рабочую форму – жди поломок. Чтобы их не было – одежду надо обязательно запачкать. Я это делаю нарочно: краем плеча задену за что-то и всё — тогда смена пройдет спокойно. Это уже многократно проверено».
Булатхан Куракбаев: «Всегда поднимаюсь на экскаватор с правой ноги. И всегда говорю — крайняя смена, а не последняя».
Канат Какимов: «Чая не попьешь – масть не попрет! Это самая верная примета: перед сменой нужно обязательно выпить крепкого чая. К нам тут недавно новенький пришел, а он, представляете, чай не любит и не пьет. Ужас, работа вообще не шла! Пришлось срочно научить новичка чаепитию перед сменой».
О чём говорят мужчины в карьере? (Фразы или шутки, которые поймут только работники карьера)
Андрей Савтенко: «В карьере часто можно услышать фразу «Козел на дороге». Но это совсем не то, о чем могут подумать сторонние автолюбители! Козел в карьере – это часть неотработанной породы в горизонте, которая требует повторного взрывания. Или вот еще фраза: «Чемодан в забое». Какой-такой чемодан? А любой работник карьера знает, что чемодан – это негабаритный кусок породы, который не помещается в ковш экскаватора».
Ренат Жумаков: «Мы часто говорим: «Шевели мишленами!». Это всё равно, что «шевели тапочками». Мишлен – разновидность автомобильных шин, поэтому фраза в переводе на общепринятый русский язык означает: «Езжай быстрее!»
Булатхан Куракбаев: «Экскаваторщики используют выражение «журавли прилетели». Но весна и птицы тут не при чем. Дело в смазке ковша: когда ее недостаточно, при раскачивании днища появляется такой звук, словно журавли летят. Фраза «журавли прилетели» — это прямой намек помощнику пойти смазать ковш.
Канат Какимов: «О чем говорят мужчины в карьере? Обо всем – о рыбалке, увлечениях, поездках и планах на отпуск. О семье, детях, о любимой женщине. Если кто-то из коллег расстроенный, грустный – надо спросить, в чем дело. О проблемах в карьере тоже говорят. Здесь поймут».
Любимая погода в карьере
Андрей Савтенко: «Лето, +15-20, без осадков».
Ренат Жумаков: «Осень, от +10 до -10 градусов».
Булатхан Куракбаев: «Сентябрь-октябрь или апрель-май».
Канат Какимов: «Весна и осень, +18. И желательно с дождем. Я машинист насосных установок, поэтому для моей работы нужны вода и дожди».
Портрет горняка: зрелый, стойкий, умелый
В карьере единовременно могут работать до 200 человек.
Горняк находится в карьере 165 часов в месяц. За год он проводит на рабочем месте 185 смен (дневных и ночных — примерно пополам).
Средний возраст горняка – 38 лет. Самый старшему работнику карьера БГП, дробильщику Исагулу Кайрамбаеву, 64 года. Самый молодой – 23-летний Илья Прескурел, помощник машиниста экскаватора ЭКГ 15.
Средний опыт работы – 15 лет. Самый большой стаж — у машиниста экскаватора ЭКГ 15 Петра Косулина. Он управляет техникой уже 34 года.
Универсал, стахановец, спортсмен
Горнякам Бакырчика присущи уникальные умения и навыки.
Около 60 процентов работников карьера прошли обучение и стажировку по управлению несколькими видами погрузочной техники. Есть горняки, которые могут работать и на гидравлических, и на электрических экскаваторах. Так, Мурат Кенжегулов, машинист электрического экскаватора ЭКГ 15, периодически замещает машиниста гидравлических экскаваторов Komatsu РС 1250, PC 2000.
Все машинисты «гидравлики», работая на БГП, обучились работе со спутниковой системой позиционирования ковша Topcon. Она помогает минимизировать потери и разубоживание руды.
Машинист Андрей Лефранк умеет управлять всеми видами экскаваторов в карьере. Его личный рекорд при работе на Komatsu РС 2000 – 8000 м3 при плане 4800 м3.
Булатхан Куракбаев, машинист экскаватора ЭКГ 15, имеет высшее образование (бакалавр горного дела) и может замещать горного мастера и горного диспетчера. Личный рекорд при работе на экскаваторе Komatsu РС2000 – 11400 м3 при плане 6000 м3.
А Калымбек Жетписбаев, машинист экскаватора ЭКГ 15 – профессиональный сварщик с собственным клеймом. Этот знак качества ставится при сварке сложных металлоконструкций.
Многие горняки могут похвастаться спортивными достижениями. Например, Нурбол Умутчаков, машинист экскаватора Komatsu PC 2000, имеет первый разряд по шахматам. А горный мастер Андрей Савтенко – кандидат в мастера спорта по легкой атлетике.
Карьер глазами горняков
Карьер Бакырчик – территория контрастов. Зимой температура здесь может достигать минус 40 градусов, а летом поднимается до 40 градусов со знаком плюс.
Максимальная длина карьера — 2950 метров, а максимальная ширина – 1170 метров. Площадь карьера — 2,3 квадратных километра. Чтобы объехать карьер на легковой машине со средней скоростью 25 км/ч, потребуется около часа.
Глубина карьера на текущий момент: западная чаша — 250 м (проектная глубина 415 м); восточная чаша — 185 м (проектная глубина 250 м). При спуске в карьер немного закладывает уши.
Есть ли в карьере своя красота и в чем она выражается? С точки зрения горняка красота – это когда вся техника в карьере работает стабильно и слаженно.
Подготовила Ирина КУЗНЕЦОВА