• 4 декабря, 2024

Злодей иль гений, но себя достоин!

Апр 26, 2024

Совершенно беспрецедентный спектакль представили вниманию зрителей в театре им. Ф.М.Достоевского в Семее. Войти в трагедию «Моцарт и Сальери» и выйти из неё другим человеком — это только лёгкое превью к постановке, проникающей в самые дальние уголки души зрителя. 

Спектакль, режиссёром которого стал Рача Махатаев, стирает все устоявшиеся представления зрителя о театре, и, что особо примечательно, ярчайшим образом раскрывает все нюансы трагедии, написанной А.С.Пушкиным. 

Постановка интригует уже с самого начала, поскольку, в некотором смысле, начинается уже в фойе театра. Обозначенный как soundтрагедия, спектакль с самого начала предоставит зрителю возможность отключиться от всех внешних мыслей. Первые минуты, подобно гипнозу, подчиняя себе сознание, оставят вас наедине с «гением и злодеем». В камерной атмосфере малого зала зритель станет немым свидетелем, судьёй и наблюдателем таинства, свершающегося на сцене, но проникающего глубже самого сердца. 

Мы пытаемся исследовать злодеяние. Убийство человеком человека. И как это сочетается и работает в соответствии с вопросом: гений и злодейство — две вещи несовместные. Это вопрос, на который ответа — нет, и можно сойти с ума, решая этот вопрос, — рассказывает о задумке спектакля режиссер Рача Махатаев. 

Терзания героев известного классика предстанут перед зрителем в самых мельчайших деталях: гнев, безумие, праздность и страдание — эмоции на расстоянии вытянутой руки сделают вас не просто зрителем, но живым участником уже не спектакля, а прожитой на сцене трагедии. 

Жанр soundтрагедии, выбранный для постановки, предполагает особый акцент именно на звуке. В спектакле аудиосопровождение выстроено так, что каждый звук, каждая мелодия — трогают ту или иную эмоцию, еще больше затягивая зрителя в действо на сцене. 

Основное выразительное средство — это визуальное. Это костюм, мизансцена, пространственные решения — они задают тон, а музыка может его подчеркивать и оттенять. Здесь мы перевернули эту систему и музыке даем главенствующую роль, она служит двигателем действия, — отмечает одну из особенностей спектакля Рача Махатаев. 

Определенно, новый спектакль станет для каждого своего зрителя — особенным. Единый сюжет даже на уровне подсознания оставит совершенно разные впечатления и чувства у разных людей, поскольку отпечатается на самой подкорке души. 

Не стоит задачи, чтобы спектакль был призывом или инструкцией к каким-то действиям. Нам важно погрузиться в осмысление заданных вопросов. Путь осмысления важнее, чем результат, — заключает свою идею Рача Махатаев. 

Размышления и поиск ответов, несомненно, будут сопровождать зрителя и по окончании действия. Множество, казалось бы, незаданных вслух вопросов каждый после просмотра постановки станет задавать себе сам. «Черный человек», незримо следующий тенью, есть в каждом из нас, и какой шаг в жизни мы совершаем по его ведению — один из тех вопросов, на который не суждено отыскать ответ.

Маргарита Бутина