Это поможет решить наболевшие проблемы с пассажирскими перевозками — как городскими, так и междугородними, которых накопилось немало. Долгие годы население выражало своё недовольство и теперь с обретением области этот вопрос вполне реально решить.
Вопрос создания Ассоциации перевозчиков, а также накопившиеся проблемы обсудили сегодня в ходе встречи с участием представителя ОЮЛ «Союз автотранспортников РК», руководства Управления пассажирского транспорта и автодорог области Абай, НПП «Атамекен» в области Абай и непосредственно самих автобусных перевозчиков.
Представитель НПП «Атамекен», глава подкомитета автомобильного транспорта и Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев отметил, что Семей слишком долго гремел на весь Казахстан из-за проблем с автобусами.
— Наша задача — обсуждение проблем в автотранспортной отрасли, вопрос создания региональной ассоциации по организации пассажирских перевозок и других вопросов, которые касаются предпринимательства в этой сфере. Ассоциация перевозчиков необходима для организации системной работы. В последние годы Семей гремел на всю республику скандалами в сфере пассажирских перевозок. Ассоциация сможет разобраться с этими проблемами совместно с акиматом и при содействии «Атамекен». Хотел бы поделиться опытом других областей и городов, где эта работа начата много лет назад и есть конкретные результаты, — отметил Сабит Аманбаев.
Вместе с тем, добавил глава Союза автотранспортников, ассоциация сможет, наконец, решить корень всех проблем, ведь республика давно обеспечила законодательную базу, которая позволяет полностью регулировать эти вопросы.
Без деятельного участия в этой сфере акимата и представителей бизнеса, даже вопрос с тарифами решаться не должен.
— Вся эта работа — прежде всего слаженность бизнеса и акимата. Для этого требуется, чтобы тарифная комиссия заседала, чтобы каждый перевозчик сдал свои данные в ассоциацию, которая сделает свод и будет отстаивать эти тарифы. После подтверждения цифр, маслихат утверждает эти цены и акимат их субсидирует. Опять же — электронное билетирование. Да, это очень удобно. Но оно не должно ложиться бременем на перевозчика. Оно должно возмещаться им как операционные расходы. Сейчас в акиматы пришла уже сравнительная таблица по внесению изменений в правила субсидирования и методику расчётов тарифов. Надеюсь, что до перевозчиков эту информацию тоже доведут, — подчеркнул Аманбаев.
Первый заместитель руководителя Агентства по противодействию коррупции по области Абай Рустем Токбергенов отметил, что ведомство готово выслушать предпринимателей и помочь им решить проблемы, в частности с субсидированием.
— Акцент в нашей работе сделан на то, что антикоррупционная политика направлена на улучшение благосостояния народа. Поэтому все вопросы, которые население остро ставит перед госорганами, мы всегда берём в работу. По вопросу субсидирования мы хотели бы выслушать мнение предпринимателей, которые могут озвучить вопросы и предложения. Поддержку в решении этой задачи мы обеспечим, — сообщил Рустем Токбергенов.
Исполнительный директор ТОО «Таксомоторный парк» Аскар Зияданов добавил, что остаётся сложной ситуация с водителями.
— Наиболее наболевшая проблема на сегодня — острая нехватка водителей категории D. В парке есть машины, которые можно было бы задействовать на линии, но водить их некому. Проблема эта не одного дня, скорее это вопрос на переподготовку. Сроки очень большие — на переподготовку уходит до пяти лет, — заявил Зияданов.
Сабит Аманбаев ответил, что этот вопрос ведомство пытается решить уже не один год.
— Здесь очень жёсткую позицию заняло МВД. У них такой аргумент: в стране 349 тысяч водителей с категорией D и каждый год их количество увеличивается на несколько тысяч. На линиях перевозки 11 тысяч автобусов, на них требуется 27 тысяч водителей. В МВД говорят — на рынке труда 349 тысяч водителей, нанимайте. Но есть и ответ — кадры есть, но мы не можем достойно платить. В советское время водитель автобуса зарабатывал больше директора и уходил на пенсию в 58 лет. Это нужно проработать в будущем, пока мы эту ситуацию исправить не можем. В декабре будет ещё одно совещание, где МВД ещё раз поручено рассмотреть этот вопрос, на основании международного опыта, — отметил Аманбаев.
Заместитель директора Колледжа транспорта Олег Васильев также поднял вопрос этики водителей и кондукторов.
— Без пассажирского транспорта город не обойдётся. Но поднимать культуру водителей и кондукторов нужно обязательно. Этот вопрос мы поднимали неоднократно. Водитель и кондуктор — это лицо вашего предприятия. А нарушения в плане именно общения есть. У перевозчиков нет рычагов воздействия. Была практика: опоздал — штраф 500 тенге, сошёл с линии — снова штраф. Но сейчас перевозчик боится наказать водителя, чтобы он не ушёл — ведь работать некому, — подчеркнул Васильев.
Между тем, Сабит Аманбаев уверен — без достойной оплаты водители так и не пойдут на работу к перевозчикам. Даже предлагаемая одним из автопарков зарплата 2 тысячи тенге за час не является по-настоящему достойной, ведь после всех налоговых и социальных вычетов останется около 250 тысяч тенге, а это при тяжелой работе с раннего утра до поздней ночи не оправдывает усилий. Если же увеличить заработную плату и сделать нормальный посменный рабочий график, тогда и люди пойдут.
Еще одна проблема, озвученная междугородними перевозчиками — нелегальные перевозки, которые являются наиболее опасными, ведь их никто не контролирует, не проверяет как техническое состояние автобусов и автомобилей такси, так и состояние водителей.