Национальные украшения вместе с традициями передаются из поколения в поколение, не давая угаснуть важной части культуры любого этноса. Мукажанов Жармак — самодеятельный мастер декоративно-прикладного искусства, который уже около 30 лет создаёт современные ювелирные изделия в национальном стиле и даже в 21 веке не даёт забыть о нашей культуре.
Народное прикладное искусство является одним из древнейших искусств казахского народа. Особенно в мужской профессии, наряду с кузнецами-оружейниками, ювелиры, создающие модные металлические изделия, занимают свое место в нашей национальной цивилизации. Мы часто слышим имена Абылайхана Асылбая, Мадвакаса Мырзаканова и братьев Мукажановых как мастеров ювелирного дела, которые сохранили исконное искусство. Сегодня ювелирные металлические изделия ручной работы являются традиционным продолжением нашей материальной культуры.
В наши дни можно отметить произведения ювелирного искусства братьев Мукажановых, которые старательно выполняют свои заказы по запросам населения, создавая самые современные варианты национальных украшений. Многим из нас известно, что братья Мукажановы профессионально продолжают свое ювелирное искусство, переданное по наследству от предков, в городах Алматы и Семей. Среди них Жармак Мукажанов — искусствовед Восточного региона. Если углубиться в путь искусства мастера, то можно ознакомиться с рядом его работ в декоративно-прикладном ремесле по обработке дерева, кости и кожи.
После Жарминской районной средней школы, получив образование в Семипалатинском училище связи, Жармак Зарубаевич к 90-м годам твердо решил заняться этим ремеслом. Он рассказывает, что в декоративно-прикладном ремесле он научился способу изготовления ювелирных изделий из металла у своего брата Амангельды Мукажанова. Каждая бижутерия, выполненная с эстетической собранностью, доказывает, что мастер уравновешенного характера правильно подобрал свой подход к искусству. Мы видим, что большая часть произведений мастера, особенно выполненные в национальном стиле, дизайнерские цветовые фактуры украшений из бисера, ожерелья, серьги, кольца, в большинстве случаев выполняются методом химической растушевки серебра. Это подчеркивает характерную подпись мастера в создании украшений. Здесь мастер тиснит ювелирные изделия и отмечает, что дизайн украшения драгоценными камнями во многом решается заказчиком в соответствии с общими вкусовыми рекомендациями мастера.
В настоящее время некоторые уникальные изделия в национальном стиле, созданные мастером, хранятся в ювелирных шкатулках элегантных девушек нашего края. Мы видим, что в экспозиции Семипалатинского городского краеведческого музея находится Баския саукеле, выполненная в национальном стиле с традиционной точки зрения мастера. Среди работ Жармака Зарубаевича есть отдельные творческие работы, помимо изделий специального заказа. Например, творческая работа «кобыз», выполненная из латунного сплава высотой 20 сантиметров, является символом степного музыкального искусства. Среди украшений можно встретить творческие работы «жизнь», «вечность» и «весна». Каждый из них имеет философскую идею, соответствующую его темам, и неповторимо уникален. А установленные в нем драгоценные камни, такие как аметист, сердолик, словно дополняют цветовую палитру произведений своей неповторимой гармонией.
В наши дни мастер декоративно-прикладного искусства Жармак Зарубаевич продолжает свое творчество в ювелирном центре ИП «Мукажан» по заказам народного потребления. Особенно радует, что ювелирное дело, сохранив образцы традиционного искусства и родив уникальные авторские произведения искусства, со своей стороны вносит большой вклад в возрождение национальных ремесел.
Источник: перевод статьи Восточно-Казахстанского музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых