Поколение NEET (от английского Not in Education, Employment or Training) — это молодые люди, которые не учатся, не имеют постоянной работы или увлечений. Это может происходить в силу разных причин. На сегодняшнем брифинге в РСК специалисты попробовали разобраться, почему количество молодёжи NEET всё выше в Восточно-Казахстанской области.
Директор Семейского филиала ОЮЛ ВКО АМИДО Эльзира Жунусова отметил, что безработная молодёжь области старается найти занятие (хоть и не всегда успешно). К примеру, они принимают активное участие в озеленении.
— Очень активно участвует безработная молодёжь в «Жасыл Ел» — по итогам прошлого года более 1200 человек были заняты в этом проекте. Эта цифра складывается в общем, это безработная молодёжь всей области. Если брать в гендерном разрезе, то в 2021-ом году в проекте участвовали 664 юношей. Также молодёжь интересуется проектом «Бизнес бастау». Хочется отметить, что работа с молодёжью категории NEET продолжается, она продолжится и в будущем году. Сейчас мы столкнулись с тем, что общество не знает, что такое молодёжь NEET. Тем не менее, положительных сдвигов в работе достаточно, — отметила Эльзира Жунусова.
Социолог Алексей Коновалов отметил, что только 15,5% молодых людей, принявших участие в соцопросе, имеют постоянную работу. Остальные либо в поиске, либо уже даже не ищут работу — они нигде не пришлись ко двору.
— Эта тема на сегодня очень актуальна. Проблема занятости молодёжи — это проблема, которая заслуживает внимания в силу своей масштабности. Есть проблема — социальный портрет молодёжи, её чувства. К сожалению, отмечаю, что перспективы не радужные. Во-первых, 40,3% молодых людей не заняты постоянной работой. Только 15,5% имеют постоянную работу. Работа напрямую влияет на человека — если вы, окончив вуз, не работаете больше трёх месяцев, то начинаете терять квалификацию. Причины отсутствия работы — не могут найти работу 17,3% опрошенной молодёжи, недостаточно зарплаты 27,3%, не позволяет здоровье 2%, ещё 5% не хотят. Если молодой человек не может в течение полугода найти работу, понятно, какое у него будет настроение. Поэтому связь между работой и социальным портретом очевидна, — отметил Алексей Коновалов.
Коновалов также добавил, что многие абитуриенты стараются поступить на государственный грант, поскольку не имеют средств, чтобы оплачивать обучение.
— 70,3% выпускников школ ориентируются на получение госгранта, поэтому им, по большей части, всё равно на какой специальности обучаться. Уже 12 лет как у нас в городе идёт переподготовка специалистов по одним и тем же специальностям. Также молодёжь NEET часто сетует на то, что работодатели требуют опыт работы. Но в целом это очевидно. Большинство работодателей указывает на недостаток практических навыков у молодых специалистов. Молодёжь — 33,6%! — готова согласиться уже на любую работу, отчаявшись найти работу по специальности, — сообщил Алексей Коновалов.
И тем не менее, несмотря на очевидные трудности, молодёжь не теряет оптимизма — больше 70% из них уверены, что им получится устроиться и начать трудовую деятельность.
— Но нас впечатляет оптимизм наших молодых людей. Они не понаслышке знают о том, что надежда умирает последней. 73,4% уверены в том, что их планам суждено сбыться и удастся найти работу! Опрашивали мы молодых людей от 18 до 29 лет. Недостаток работы, небрежность в выборе профессии — это недостаток профориентационной работы в школе. Детям не объясняют, на что они способны. Кроме того, нужно поднимать финансовое благосостояние восточноказахстанцев — только 17% абитуриентов в состоянии оплатить образование в вузе. Для сравнения — в Швеции это около 50%. Нужно перестраивать работу вузов — производственная практика зачастую проходит «на бумаге», несерьёзно, — заключил Алексей Коновалов.
Ботакоз Дандыбаева