• 13 апреля, 2024

Городские переправы: как строился автогужевой мост

Авг 31, 2021

Сегодня мы наблюдаем, как разрушается некогда хороший, построенный 57 лет назад автогужевой мост. Но знаем ли мы историю его строительства? Как связали два берега Иртыша в Семипалатинске для пешего и автомобильного сообщения — в нашем материале.

Вопрос о постройке постоянного моста через реку Иртыш возник давно, ещё в дореволюционное время, но более плотно к его решению подошли в 30-х годах ХХ века.

По заданию Семипалатинского Горкомхоза, Московским трестом «Комдортрасстрой» были произведены изыскания и в 1937 составлен эскизный проект моста. Мост был запроектирован по четырём трассам. Первоначально была одобрена трасса №4 (на расстоянии 200 м. от уже существующего железнодорожного моста), впоследствии Совнаркомом КССР была принята трасса №1 по варианту №1 (железо-бетонному) в 700 м. выше железнодорожного моста, против улицы Молотова (Интернациональная).

Эскизный проект моста, разработанный «Комдортрансстроем», был утверждён СНК КССР в 1938; в 1940 было намечено приступить к строительству моста, но затем вопрос этот был отложен по понятным причинам и к нему удалось вернуться только в 1950.

Утверждённый СНК КССР проект постоянного железобетонного моста имел протяжение 905 метров при двух судоходных пролётах (104 и 159), ширина моста — 20 м, в том числе: средняя двухпутная трамвайная полоса — 6,5 м., тротуары — 6 м. Мост выходил на правой стороне против улицы Молотова и на левом берегу против улицы 1-го Мая, оба берега в этом места высокие. Мост имел 10 пролётов, часть моста проходила по островам, мост был запроектирован с закруглением в середине (на 20 град.).

В июле этого же года архитектурно-строительная комиссия при областном отделе строительства и архитектуры на своём заседании заслушала «Архитектурно-планировочное задание на строительство моста через Иртыш в Семипалатинске»:

1. Общая часть.

Город Семипалатинск расположен по обе стороны реки Иртыша. В правобережной части находится основная, исторически сложившаяся часть города, в которой проживает 70% населения. В левобережной части города расположены основные промышленные предприятия: там же находятся и резервные территории для будущего развития промышленности. Семипалатинская область также делится на 2 части, причём эти части нигде не соединяются мостами.

Строительство коммунального моста через реку Иртыш намечается для объединения обеих частей города в одно целое. Будущий коммунальный мост является основной магистралью, по которой пойдут все людские и грузовые потоки, связывающие обе части города и области. По этой магистрали рабочие и служащие, живущие на правом берегу, будут ездить на работу на фабрики и заводы, расположенные в левобережной части города. Наличие этого моста будет способствовать быстрому росту промышленности левого берега, испытывающей сейчас недостаток в рабочей силе, при значительном количестве незанятого населения в правобережной части города. В настоящее время людские и грузовые потоки достигают весьма значительных размеров и идут летом по паромам, по понтонному мосту, путём переправы на моторных лодках, а зимой по льду. Однако все эти средства сообщения не обеспечивают потребностей города, промышленности и области. А в периоды ледохода, паводков и ледостава, а также при таянии льда зимой от горячей воды, опускаемой в большом количестве ТЭЦ Мясокомбината, т.е. в течение до 7 месяцев в году, эти пути сообщения полностью прекращаются.

2. Размещение моста. Строительство коммунального моста намечается по оси Комсомольского проспекта, расширяемого до 45 м. и по оси улицы Пятилетки, расширяемой до 45 м. А настоящее время Комсомольский проспект имеет ширину 25 м, расширение намечено за счёт левой стороны по ходу от Иртыша.

3. Подходы к мосту. Подходы к мосту на левом и на правом берегу по возможности не должны разрезать улицы города насыпями. При наличии высоких подходов, на пересекаемых улицах устроить проезды под подходами, достаточные для пропуска двухстороннего движения городского транспорта и переходов.

4. Примыкание набережных. Разработать примыкание моста и подходов моста к набережным и к прибрежным улицам на обоих берегах. Разработать также проекты примыкающих частей набережных и лестниц, соединяющих набережные и улицы с подходами моста.

5. Габариты. Следует учесть, на строительство моста будут затрачены значительные средства, и что мост строится в расчёте его эксплуатации примерно на 100 лет.

6. Конструкции материал и тип моста. Конструкции и материал моста (железо-бетон, металл, камень) определится проектирующей организацией из условий экономики, наибольшей долговечности и простоты эксплуатации.

7. Прокладка канализационных коллекторов. В правобережной части города невозможно разместить очистные сооружения или иные устройства для приёма сточных вод городской канализации. Поэтому проектом предусматривается переброска сточных вод канализации правого берега через Иртыш в левобережную часть города.

8. Прокладка высоковольтных, низковольтных и слаботочных кабелей.

9. Архитектурное решение. При решении архитектурного облика моста, подходов и набережных следует учитывать, что это городские сооружения, располагаемые в центральной части города.

Проектом предусмотреть освещение и асфальтирование подходов, примыкающих набережных и моста.

10. Проектом предусмотреть перенос и снос существующих строений на подходах к мосту и на строительной площадке с последующим благоустройством всей этой территории.

Строительство моста было решено завершить как можно скорее. Уже на 3 квартал 1959 года был открыт кредит на 200 тыс. руб., а в сентябре прибыли рабочие, которые были размещены в Доме крестьянина.

Ускоренные темпы строительства позволили уже в начале февраля 1960 года освоить полностью средства в сумме 2400 тыс.руб., выделенные на первый квартал, поэтому решением Горисполкома на эти цели, передвинув со второго квартала, было финансировано дополнительно 1400 тыс.руб. На 1 января 1963 года капвложения составили 3,5 млн рублей, а в 1963 году должны были вложить ещё 2 млн рублей.

Благодаря усилиям строителей и помощи городских организаций в 1964 году коллектив мостопоезда на два года раньше срока закончил строительство автомобильно-пешеходного моста. В связи с открытием моста, с 20 сентября этого же года было отменено движение пригородных поездов, связывающих обе части города.

По материалам книги Виктора Кашляка “Семипалатинские арабески”том I