• 24 ноября, 2024

Жизнь и смерть детской железной дороги

Авг 25, 2021

Когда-то детская железная дорога на острове Кирова была, можно сказать, визитной карточкой семипалатинского детства. Дети, которые давно уже стали взрослыми и разъехались кто куда, наверняка до сих пор помнят волнующие моменты старта тепловоза, объявления станций и счастливые лица соседей по вагону…Всё это — давно в прошлом, ныне сохранились лишь заросшие бурьяном остатки перронов и насыпи узкоколейки, которые служат безмолвным напоминанием о беззаботном детстве…

Для создания учебно-производственной базы для профориентации и отдыха учащихся школ города, в ознаменовании Международного года ребенка и 50-летия cо дня открытия Туркестано-Сибирской железной дороги, бюро Горкома Компартии Казахстана и исполком Горсовета в начале апреля 1979 года одобрили предложение Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги о строительстве в г. Семипалатинске детской железной дороги силами предприятий, opганизаций и учебных заведений. Строительство наметили осуществить на о. им. Кирова (Полковничий, Бейбітшілік) и завершить к 1 мая 1980 года — ко дню 50-летия открытия Турксиба. Горком комсомола, в свою очередь, объявил ее ударной комсомольской стройкой города.

И работа закипела. Для начала под строительство первой очереди отвели земельный участок площадью 2,5 га, затем приступили к земляным работам, стали укладывать рельсы узкоколейной дороги. В середине июля был сооружён временный вокзал детской железной дороги, для чего использован сборный павильон облмолобъединения (кирпичное здание вокзала было выстроено в 1980г.), а в конце этого же месяца на путь узкой колеи были установлены тепловоз и четыре цельнометаллических вагона.

5 августа 1979 года, в воскресенье, во Всесоюзный день железнодорожника, детская железная дорога «Малый Турксиб» была торжественно открыта. По случаю праздника и ввода в строй детской ж/д пришли руководители области и города, рабочие и инженерно-технические работники Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги, сотни горожан. Все, кто пришел на открытие, увидел своими глазами новую дорогу и говорили: «Да, это замечательный, прекрасный подарок детям в Международный год ребёнка!». Действительно, «Малый Турксиб» вызывал гордость и восхищение. И в первую очередь – за людей, построивших эту дорогу. Место для неё также выбрано отличное: в старом тенистом парке, кругом зелень, цветы, сама природа создала здесь уют для отдыха малышей.

Кругом, как и подобает на настоящей железной дороге, чистота и порядок, готов в свой первый рейс пассажирский состав, волнуются юные машинисты и проводники, последние наставления дают им их взрослые друзья — работники Семипалатинского отделения дороги. Торжественный митинг открыл первый секретарь Горкома партии Н.М. Ульянов, который еще раз отметил. что «Малый Турксиб» — «замечательный подарок юным семипалатинцам в Международный год ребенка. В очень короткий срок — всего лишь за один месяц — была введена в строй детская дорога. Ее сооружали железнодорожники и автомобилисты, речники и строители, дорожники и pаботники городского коммунального хозяйства. Cотни людей самых различных профессий энергично, мастерски, инициативно возводили объект, принесший такую большую радость детям.

Последний — «серебряный костыль» в полотно дороги забил старший мастер дистанции пути Александр Лукич Курез и дорога готова к приему первых пассажиров. Выступивший на митинге начальник Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги К.Г. Ержанов подчеркнул, что «Малый Турксиб» «станет хорошей технической школой для семипалатинских ребят» и вручил юным железнодорожникам символический ключ от «Малого Турксиба». От имени молодежи со словами благодарности выступила ученица 64-й школы Ира Руденская. На митинге было отмечено, что «детские железные дороги строятся только в нашей стране, только у нас государство отпускает такие крупные средства на их cооружение».

«Разрезается алая лента. Под звуки марша юные железнодорожники занимают свои места в тепловозе н вагонах. Гром аплодисментов сопровождает трогающийся в первый рейс детский пассажирский состав…». Право провести первыми состав по «Малому Турксибу» было предоставлено учащимся школы №64 Олегу Егорову и Иле Дунай, а дежурной по станции, отправившей первый состав, была ученица этой же школы Ира Ксенофонтова. Начальником детской железной дороги был назначен Шейко Григорий Герасимович.

Официально первая очередь железной дороги «Малый Турксиб» была принята в эксплуатацию 25 декабря 1980 года. С первого дня работы детской дороги, за ней был учрежден строгий надзор. Тепловоз и вагоны на зиму консервировались, для охраны всей дороги был выстроен специальный сторожевой домик. К началу эксплуатационного сезона (май-октябрь) дорога тщательно проверялась, специалисты осматривали буквально каждый cантиметр дороги и каждый работающий механизм.

Но иногда случались и непредвиденные ситуации так весной 1985 г. детская дорога дважды подверглась затоплению и была размыта в некоторых местах, но к началу сезона была полностью восстановлена, а в 1988 году произошел сход одного вагона. Но все обошлось без жертв.

В мае 1985 г. Семипалатинскому отделению Алма-Атинской железной дороги было разрешено строительство второй очереди детской ж.д., которая была сдана в эксплуатацию в июле 1986 г. «2-ю очередь в комплексе существующей детской железной дорогой открыть для постоянной эксплуатации и впредь использовать ее для проведения практических занятий юных железнодорожников обеспечивая при этом перевозки пассажиров, приезжающих для отдыха на остров им. С.М. Кирова».

К сдаче в эксплуатацию 2-й очереди подготовка к летнему сезону была проведена особенно тщательно: на колоннах установили имитированные часы, отремонтировали сторожевую будку, перрон и станционный павильон с покраской и побелкой; установили красочные плакаты на здании и указатели по маршруту от моста до вокзала детской ж.д.; отремонтировали пути и путевое хозяйство с установкой переездных будок; установлены светофоры, громкоговорящая аппаратура; тщательно подготовлены четыре цельнометаллических вагона, которые были покрашены и укомплектованы пожарным инвентарем, кроме того, все вагоны были радиофицированы.

— И вот открылась вторая очередь «Малого Турксиба», которая увеличит протяженность детской ж.д. более чем вдвое. Если раньше на дороге всего в два километра существовали станции «Пионерская» и «Комсомольская», то теперь на маршруте в 5 км появились совершенно новые — «Ленинская», «Кировская» и «Калининская» (по названию районов города). Первая станция начинается сразу от пешеходного моста и ведут от нее поезда юные железнодорожники 64-й семипалатинской школы.

На каждой станции были выстроены посадочные платформы, свой вокзал и павильон. Вторая очередь связала все культурно-спортивные комплексы острова. 

К летнему сезону 1987 года вагоны были художественно оформлены совместно с кафедрой графики пединститута и снаружи выкрашены голубой эмалью. В это же время был произведён ремонт в половине здания бывшего ресторана «Весна», для приспособления его под помещение вокзала детской ж.д.

В апреле 1987 г. начальник детской ж.д. Шейко Г.Г. получил выговор за то, что в кружках «Юный железнодорожник» детской ж.д. из 3-х инструкторов один только имел среднетехническое образование, а остальные даже не имели железнодорожных профессий. В связи с достижением пенсионного возраста Шейко Г.Г. в 1988 г. был отправлен на пенсию (ум. в январе 1989 г.) и назначен был новый начальник — Мазный С.М.

В 1990 г. была осуществлена замена вагонов детской ж.д. на новые, а с 1991 г. начался закат первой детской железной дороги в нашем городе. Сначала были сокращены начальник, его заместитель и инструктор детской ж.д., в 1993 г. передали в распоряжение ПЧ-18.

И вот последний документ, который был подписан руководством Семипалатинского отделения Алма-Атинской железной дороги 29 мая 1995 года:

Приказ начальника Семипалатинского отделения Алма-Атинской ж.д.

В связи с отсутствием средств на содержание детской ж.д. и отказом областной администрации в оказании финансовой помощи н/р 03-11 494 от 11 мая 1995 г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Закрыть детскую ж.д. и никаких средств не отвлекать на ее текущее содержание.

2. Штат работников отправить в отпуска без содержания, кроме сторожевой охраны.

А хотя эту красоту можно было сохранить. Надо было только принять правильное решение и наши дети до сих пор могли бы пользоваться этим чудом — «Малым Турксибом», теперь уже на острове «Полковничьем».

Некоторые места остались еще от детской железной дороги – это остатки перронов, насыпи от узкоколейной ж.д. и один разбитый вагон на задворках ресторана.

По материалам книги Виктора Кашляка «Семипалатинские арабески», том II