• 15 января, 2025

В Семее здание общежития продали вместе с жильцами

Апр 6, 2021

Причём люди, прожившие в нём больше 20 лет, узнали об этом случайно, когда попытались приватизировать квартиры. Сейчас человек, называющий себя владельцем здания, требует платить ему аренду и угрожает выселением.

История общежития в районе Мясокомбината по адресу Ауэзова, 93, богата на события. Когда-то это здание сгорело и стояло в руинах до тех пор, пока ТЭЦ не обратил внимание на удобные для размещения сезонных рабочих помещения и взял здание в аренду.

Прошёл ремонт, в доме снова стало можно жить и постепенно его начали заселять. Квартиры выдавались работникам ТЭЦ, и с ними ГКП «Теплокоммунэнерго» заключал договор найма, последний раз — в 2004 году. Здесь же на первом этаже со стороны дороги долгое время располагался абонентский отдел ГКП «Теплокоммунэнерго».

Однако, когда началась легализация и жильцы решили своё жильё приватизировать, случился неприятный казус — на заключительной стадии оформления им дали от ворот поворот, потому что…у здания обнаружился хозяин. Согласно данным Правового кадастра здание общежития общей площадью 3281,60 кв.м. принадлежит на праве собственности ТОО «ФирмИнтерСервис» на основании погашения задолженности и взаиморасчета от 21 июля 2005 года. Эту информацию предоставили людям в ответ на заявление о легализации.

Как удалось провернуть такую сделку о передаче здания в частную собственность вместе с жильцами, не поставив их в известность? — задаются вопросом люди. Но отказ в легализации — полбеды. Дело в том, что теперь с них требуют заключения договора об аренде жилого помещения, разумеется, с ежемесячной выплатой.

Жительница дома Ирина Борозенец рассказала, что со своей проблемой они вместе с соседями добрались до канцелярии президента (по пути пройдя не одну инстанцию). Всюду ответ был один — сделку новый владелец провёл незаконно.

— У нас уже даже было разрешение на легализацию. Мы отправились в отдел недвижимости и уже там узнали, что здание находится в частных руках. Всё это было сделано тихо, нас никто не ставил в известность, не предупреждал. Мы, конечно, судились, даже дошли до канцелярии президента и везде нам отвечали — сделка незаконна. Три года назад выяснилось, что истцами должны быть не мы — жильцы — а акимат. Выяснилось также, что это здание нигде не числилось и должно было принадлежать городу. Но и власти тоже ничего не знали о происходящем. Нигде нет никаких подтверждающих документов, даже в налоговой. Теперь владелец здания предлагает нам заключить с ним договор, чтобы мы оплачивали аренду жилья. Договор ранее мы заключали с ТЭЦ, эти квартиры мы получили именно от предприятия. Есть карточка прописки, домовые книги, — рассказывает Ирина Борозенец.

Житель дома Канат Мусабаев отметил, что документов, которые подтверждали бы факт сделки по передаче здания в частную собственность, нигде нет — даже в Комитете государственных доходов.

А в ответ на запрос в Управление юстиции в 2017 году был получен официальный ответ, что на объект по адресу пр.Мухтара Ауэзова д.93 вообще не зарегистрировано прав!

— Почему здание было продано? Перед продажей у здания должен быть кадастровый номер, однако его нет. Когда сделка произошла, сумма, которая была затрачена на приобретение здания, должна была пройти через Комитет госдоходов, однако и таких документов нет, — сообщил Канат Мусабаев. — На суде таких документов владелец не смог предъявить.

Жильцы жалуются — они не могут ничего доказать, а новый договор аренды жилых помещений висит над ними точно дамоклов меч. При этом счета за комуслуги приходят регулярно и аккуратно жителями оплачиваются, кроме того и ремонт дома, крыши и коммуникаций выполняется самими жильцами, а обнаружившийся владелец никакого бремени расходов по зданию не несет.

Адвокат Нурия Хасанова, которая занимается проблемой жильцов, подчёркивает, что история действительно тёмная и в ней остаётся множество вопросов. Предельно ясно только одно — выписывать людей из дома противоречит действующему законодательству.

— В прошлом году мы делали оценку согласно информационной справке. Здание на самом деле стоит 112 миллионов тенге, а не 27, как оценили по договору уступки. Мы обращались в акимат несколько раз, но безрезультатно. Обращались также в прокуратуру — и там тоже никаких результатов. На балансе АО «Семипалатинские ТЭЦ» это здание не состояло. Согласно постановлению администрации города это здание было нежилым, из него сделали общежитие, то есть на баланс это здание никто взять не мог. Мы делали запрос в Центр документации новейшей истории, нам сообщили, что никаких сведений об общежитии по Ауэзова, 93 не обнаружено. То есть это коммунальная собственность. Но актов приёма-передачи АО «Семипалатинские ТЭЦ» не было. Не рекомендую подписывать договор, который сейчас предлагают жильцам. Согласно Гражданскому законодательству и Закону о регистрации недвижимого имущества, все договоры уступки требования должны быть зарегистрированы. Без регистрации они недействительны. Никого выписывать из дома не имеют права, это незаконно, — подчеркнула Нурия Хасанова.

Адвокаты в обращении к акиму и прокурору Семея называют эту ситуацию фактически рейдерским захватом государственной собственности и просят разобраться в вопросе.

По словам Нурии Хасановой, по затянувшейся ситуации она недавно встречалась уже и с новым акимом Нурымбетом Сактагановым, который признал законность прав жильцов общежития и дал поручение юридическому отделу заняться делом. Теперь акимат должен подать в суд о возврате здания в коммунальную собственность. Однако пока суд да дело, «владелец» здания, по словам жильцов, просто «кошмарит» их, угрожая выселением в случае отказа подписать договор аренды.

Что остается делать людям, столкнувшимся с угрозой выселения из дома, в котором они прожили больше 20 лет? Отчаявшись стучать во все двери, они несколько лет ведут борьбу, пытаясь отстоять свои права. На их защиту должны встать не только юристы, но и руководство города, ведь именно коммунальная собственность вдруг неожиданно в одночасье без уведомления жителей стала частной, а обнаружившийся владелец ведет себя как рабовладелец, распоряжаясь судьбами людей по своему усмотрению.

Наталья Перцева, Динмухамед Бейсембаев