Классик русской литературы, будучи в ссылке в Семипалатинске, без памяти влюбился в Марию Исаеву, ставшую впоследствии его первой законной супругой. Однако, несмотря на произошедшее таинство любви, молодым не суждено было умереть в один день, прожив долгую и счастливую жизнь.
6 февраля 1857 года Фёдор Достоевский обвенчался с Марией Исаевой в Богородице-Одигитриевской церкви г.Кузнецка. Мария Дмитриевна Достоевская, урождённая Констант, в первом браке — Исаева (23 сентября 1824 г., г.Таганрог — 27 апреля 1864 г., г.Москва) — первая жена Фёдора Михайловича Достоевского. Брак длился семь лет.
Мария Констант имела французские корни. Её дед по отцовской линии, Франсуа Жером Амадей де Констант, переехал в Россию в 1794 году. Получив российское подданство и русское имя Степан, он поселился в Екатеринославе. Там его сын Дмитрий начал весьма успешную карьеру: по окончании местной гимназии работал в Дворянском собрании, затем служил в штабе генерала от инфантерии Ивана Инзова.
В начале 1820-х годов Дмитрий Степанович был переведён в Таганрог. Мария, младшая из его дочерей, получила первоначальное образование в Таганрогском пансионе. В 1838 году, после смерти матери, она вместе с отцом, братьями и сёстрами переехала в Астрахань, где стала воспитанницей института благородных девиц. О том, что дочери Дмитрия Константа способны произвести впечатление в свете, писала одна из астраханских газет: на выпускном институтском вечере они покорили публику умением музицировать и превосходным знанием поэзии.
Дмитрий Степанович отличался радушием, охотно принимал гостей, среди которых был и Дюма-отец, который в 1856 году совершал поездку из Петербурга до Астрахани. Впоследствии Достоевский в одном из писем, адресованных тестю, сообщал, что Мария Дмитриевна часто с теплотой вспоминала атмосферу, царившую в их астраханском доме, а об отце всегда отзывалась «с искренней любовью» Современники описывали Марию Дмитриевну как стройную, «довольно красивую» блондинку, отдельно выделяя её страстность, экзальтированность, живость и впечатлительность».
В 1846 году она вышла замуж за подчинённого своего отца — двадцатичетырёхлетнего чиновника таможенной службы Александра Ивановича Исаева; год спустя родила сына Павла (1848—1900). С 1850-х годов семья начала странствовать: сначала Мария Дмитриевна вместе с сыном отправилась вслед за мужем в Петропавловск, затем — в Семипалатинск, позже — в Кузнецк. Достоевский, прибывший в Семипалатинск в начале весны 1854 года, познакомился с Исаевыми в доме подполковника Белихова. Писатель не застал тех времён, когда Александр Иванович имел в кругу знакомых репутацию интеллектуала с перспективной карьерой. В письме брату Фёдор Михайлович сообщал, что его новый знакомый из-за конфликтов с начальством потерял должность, «очень опустился в общем мнении»; его семья бедствует: «А между прочим, это была натура сильно развитая, добрейшая».
Сочувствуя Исаеву и объясняя его склонность к алкоголизму служебными проблемами, Фёдор Михайлович в то же время признавался, что «не он привлекал меня к себе, а жена его, Марья Дмитриевна». Семья Исавевых жила недалеко от казармы, где служил Достоевский. Он часто бывал у них дома. «Я не заметил, как прошел первый год моей жизни здесь. Я был очень счастлив. Бог послал мне знакомство одного семейства, которое я никогда не забуду. Это семейство Исаевых. Он имел место, очень недурное, но не ужился в нем и по неприятности вышел в отставку. Когда я познакомился с ними, он уже несколько месяцев как был в отставке и все хлопотал о другом каком-нибудь месте. Жил он жалованием, состояния не имел… мало-помалу они впали в ужасную бедность. Когда я познакомился с ними, они еще кое-как себя поддерживали. Он наделал долгов .Он жил беспорядочно, да и натура у него беспорядочная. Страстная, упрямая, несколько загрубелая. А между прочим эта натура сильно развитая, добрейшая. Он был образован, несмотря на множество грязи, чрезвычайно благороден. Я почти не выходил из их дома. Что за счастливые вечера проводил я в её обществе! Я редко встречал такую женщину.» (Из письма к брату М. М. Достоевскому т.28 ч.1 с.201).
Недавний каторжник, привыкший к лишениям и одиночеству, неожиданно для себя встретил женщину такую же одинокую, как и он, вынужденную жить в несчастливом браке с мужем-алкоголиком, постоянно нуждаясь и принимая случайную помощь малознакомых людей. Неоднократно в творчестве Достоевского будут использованы трагические мотивы семейной жизни Исаевых: Мармеладов и Катерина Ивановна в «Преступлении и наказании», генерал Иволгин и его жена Нина Александровна в «Идиоте». Достоевский не знал, как помочь Марии Дмитриевне, сам он был тоже почти без средств. Но в свои 32 года он по-настоящему полюбил. Его друг Александр Егорович Врангель вспоминал:
«Марии Дмитриевне было лет за 30, довольно красивая блондинка среднего роста, очень худощавая, натура страстная и экзальтированная. Уже тогда зловещий румянец играл на её бледном лице, и несколько лет спустя чахотка унесла её в могилу. Она была начитанна, довольно образована, любознательна, добра и необыкновенно жива и впечатлительна. В Федоре Михайловиче она приняла горячее участие, приласкала его, не думаю, чтобы глубоко оценила его, скорее пожалела несчастного, забитого судьбою человека…Федор же Михайлович чувство жалости и сострадания принял за взаимную любовь и влюбился в нее со всем пылом молодости…»
В то время, когда он рассчитывал на взаимное чувство Марии Дмитриевны, им пришлось расстаться — в мае 1855 года Исаев получил назначение по службе на новое место в Кузнецке. Отъезд Марии Дмитриевны Достоевский переживал трагически:
«…Отчаяние Достоевского было беспредельным, — вспоминал А. Врангель, — ему казалось, что все для него в жизни прошло… Достоевский рыдал как ребенок…»
Через три месяца писатель узнает о том, что А. Исаев умер от чахотки. (4 августа 1855 г.). Мария Дмитриевна осталась одна в чужом городе без помощи, без денег, с маленьким ребёнком на руках.
После смерти Николая I и восшествия на престол Александра II появилась надежда на улучшение участи петрашевцев. Достоевскому вскоре было разрешено продвигаться по службе. В ноябре 1855 года его произвели в унтер-офицеры. Писатель получил разрешение жить на частной квартире. (Первая частная квартира Достоевского была в доме Пальшиных, у которых он снимал две комнаты с обедом). Брак с Марией Дмитриевной становился реальностью. Но в жизни Марии Дмитриевны возникло другое увлечение — на пути Достоевского встал молодой учитель Николай Вергунов, преподававший в кузнецкой гимназии. Достоевский не мог представить себе окончательного разрыва: «Я погибну, если потеряю своего ангела: или с ума сойду, или в Иртыш!». Но пассивно ждать развязки он не хотел и, рискуя своим положением, без ведома начальства, все же вырвался на несколько дней в Кузнецк . После долгих объяснений, слез и уверений в любви, Достоевский и Мария Дмитриевна решили обвенчаться. В октябре 1856 года Достоевский был произведен в прапорщики. Вскоре он едет в Кузнецк и договаривается о свадьбе.
6 февраля 1857 года в Кузнецке, в церкви Одигитриевской Божией Матери Достоевский повел к венцу горячо любимую женщину. Участники Кузнецкого торжества, свидетели их счастья, в те часы, вероятно, не предполагали, что они приобщены ко вневременному событию. Но поручителем со стороны жениха был Николай Вергунов. Это, несомненно, придавало большую напряженность бракосочетанию и раскрывало в празднике венчания сложную внутреннюю драму: соперничества, ревности, вражды и страсти. К какому жестокому и грозному финалу мог привести такой накал страстей? К бегству невесты из-под венца, к сумасшествию покинутого жениха? Через 12 лет Достоевский увековечит эту драму в своем гениальном романе «Идиот» — романе о грешнице, полюбившей праведника и убитой сладострастником. В Кузнецке же все завершилось благополучно, о чем свидетельствует уникальный документ «Обыск брачный №17» и записи в церковной книге.
После свадьбы Достоевские возвращаются в Семипалатинск, поселяются в квартире, которую писатель снял заранее — в доме почтальона Лепухина на улице Крепостной. К сожалению, вместо семейного счастья, о котором они так мечтали, на их долю выпали боль разочарования и утомительные попытки добиться ускользающей и никак не дающейся гармонии. Через семь лет в 1864 году Мария Дмитриевна умерла от чахотки.
«Она любила меня беспредельно, я любил её тоже без меры, но мы не жили с ней счастливо. Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастливы вместе…- мы не могли перестать любить друг друга. Как не странно, но это было так. Это была самая честнейшая, самая благороднейшая и великодушнейшая женщина из всех, которых я знал во всю жизнь. Когда она умерла — я хоть и мучился, видя, как она умирает, хоть и ценил и мучительно чувствовал, что я хороню с нею, но никак не мог вообразить, до какой степени стало больно и пусто в моей жизни, когда ее засыпали землей. Буквально мне не для чего осталось жить» — как скорбный реквием звучат эти строки Достоевского из письма А.Врангелю, объясняя, что значила для него Мария Дмитриевна.
Подготовила Владимира Соловьёва, заведующая сектором экспозиционно-выставочной работы Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского