Вузы предпринимают различные ухищрения, чтобы скрыть факт нарушения от проверки из министерства, к примеру, массово отчисляют иностранных студентов.
Вчера министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов встретился с руководителями некоторых вузов страны. Участники встречи пришли ко мнению, что некоторые учебные заведения скрывают грубые нарушения.
Председатель Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки МОН РК Гулзат Кобенова отметила, что имеет место, к примеру, массовое отчисление иностранных студентов.
— В связи с отсутствием нострификации (действительность диплома, признание его в любой другой стране, — Прим. авт) документов об образовании. Есть примеры, когда одним приказом вуз сразу отчисляет до 800 студентов, а после окончания проверки эти студенты вновь зачисляются. Кого обманываем? Увеличение контингента студентов за счёт переведённых из зарубежных вузов. Если на начало учебного года поступает, к примеру, 30 человек, то в зимний период через перевод приходят до 500 человек. В магистратуре с годичным обучением поступает 1-2 человека, затем за счет перевода выпуск составляет больше 50 человек. Имеются факты предоставления неподтвержденных, поддельных или сомнительных документов об образовании, в том числе с вузов ближнего зарубежья, — посетовала Гулзат Кобенова.
Кроме этого, вузы осуществляют подлог в работе педагогов. Иной раз выходит так, что преподаватели числятся в совершенно другом вузе.
— Есть факты предоставления документов преподавателей, являющихся штатными преподавателями других вузов. Имеются случаи, когда преподаватели даже и не знают, что числятся в другом вузе. То есть перед проверкой вузы оформляют прием ППС на работу, а после – увольняют. Кроме этого, есть и внесение вузами минимального платежа за своих выпускников в ГЦВП, чтобы при проверке показатель трудоустройства соответствовал установленным требованиям, — сообщила Гулзат Кобенова.
Наиболее частые нарушения, которые допускаются вузами:
обучающимся не предоставляют возможность выбирать дисциплины;
многие вузы, имея на руках лицензии на обучение в магистратуре и докторантуре, не реализуют научные проекты;
не все вузы обеспечивают магистрантов и докторантов базами педагогической и исследовательской практики;
разработка собственных нормативных документов осуществляется формально;
слабо инвестируется развитие материально-технической базы вуза и др.